Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в условиях деструктивной социальной среды
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены проблемы деструктивной социальной среды, включающей в себя не только явные формы насилия, но и более тонкие, такие как пренебрежение. Это не менее разрушительные факторы: эмоциональное отчуждение, информационное перенасыщение негативным контентом, отсутствие стабильных обучающих и воспитательных моделей. В этом контексте обоснование необходимости защиты детей с психолого-педагогической точки зрения становится особенно актуальным. Основная проблема заключается в поиске эффективных методов и подходов к обеспечению психолого-педагогической защиты детей в условиях деструктивной социальной среды. Ключевые вопросы, требующие рассмотрения в рамках данной проблемы: 1. Какие теоретические модели наиболее адекватно описывают механизмы воздействия деструктивной среды на психику ребенка? 2. Какие диагностические инструменты позволяют эффективно выявлять детей, нуждающихся в психолого-педагогической защите? 3. Какие формы психолого-педагогической помощи наиболее результативны для различных возрастных групп и типов проблем? Результаты исследования позволили сформулировать выводы. Деструктивная социальная среда должна рассматриваться как многофакторное явление, включающее не только социальные, но и психологические, экономические и культурные факторы. Литературный обзор показал, что большинство подходов к оказанию помощи детям в условиях деструктивной социальной среды фокусируются на создании поддерживающей и структурированной среды, а также на развитии навыков саморегуляции у детей. Наши результаты свидетельствуют о том, что успешная интервенция должна включать комплексный подход, сочетающий в себе эмоциональную поддержку с когнитивным развитием и социальными навыками, в том числе реализация программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков, эффективными оказались и программы по улучшению адаптационных способностей детей. Результаты исследования указывают на необходимость индивидуализации подходов в зависимости от специфики проблем, с которыми

Ключевые слова:
психолого-педагогическая помощь, дети, деструктивная социальная среда, негативные медиасообщения, интернет-риски, цифровая среда
Список литературы

1. Абдуллина О.А. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в условиях деструктивной семейной среды [Текст] / О.А. Абдуллина // Вестник Московского государственного педагогического университета. — 2017. — № 3. С. 94–102.

2. Алексеева Ю.В. Поддержка детей в кризисных ситуациях: междисциплинарный подход [Текст] / Ю.В. Алексеева // Образовательные технологии и общество. — 2024. № 14(5). — С. 49–57.

3. Белоусова Е.В. Проблемы адаптации детей в условиях деструктивной социальной среды и пути их решения [Текст] / Е.В. Белоусова // Педагогическое образование в России. 2018. — № 5. — С. 170–176.

4. Васильева О.А. Психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия в деструктивной семье [Текст] / О.А. Васильева, Н.М. Лебедева // Социальная психология и общество. — 2016. — № 7(4) . — С. 102–112.

5. Гордеева Т.В. Педагогическая поддержка детей в условиях деструктивной социальной среды: теоретические и практические аспекты [Текст] / Т.В. Гордеева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 3. — С. 25–31.

6. Григорьев П.К. Развитие эмоциональной устойчивости у детей в условиях социальной изоляции [Текст] / П.К. Григорьев // Психология и педагогика детства. — 2021. № 13(4). — С. 75–82.

7. Демидова Е.В. Психолого-педагогическая работа с детьми, живущими в условиях деструктивной социальной среды [Текст] / Е.В. Демидова // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 2. — С. 153–160.

8. Зайцев И.А. Роль школьного психолога в поддержке детей из неблагополучных семей [Текст] / И.А. Зайцев, О.В. Романова // Психология и образование. — 2023. — № 11(3). С. 56–63.

9. Иванов А.В. Психологическая поддержка детей в условиях семейного неблагополучия [Текст] / А.В. Иванов // Вопросы психологии. — 2019. — № 5(3). — С. 45–60.

10. Казакова О.А. Профилактика деструктивного поведения детей в условиях социальной среды [Текст] / О.А. Казакова // Современные научные исследования и инновации. 2018. — № 12(3). — С. 121–125.

11. Ковалева Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в условиях деструктивной социальной среды: проблемы и перспективы [Текст] / Н.В. Ковалева // Педагогические науки. — 2016. — № 2. — С. 78–85.

12. Кузнецов В.Л. Влияние деструктивной социальной среды на психологическое развитие подростков [Текст] / В.Л. Кузнецов // Журнал социальной психологии. — 2022. № 8(4). — С. 201–215.

13. Кузнецова Е.А. Психологическая поддержка детей в условиях деструктивной социальной среды: опыт работы школьного психолога [Текст] / Е.А. Кузнецова // Вестник Тамбовского государственного университета. — 2019. № 24(3). — С. 157–162.

14. Лебедева Н.М. Психолого-педагогическая работа с детьми, живущими в условиях деструктивной семейной среды [Текст] / Н.М. Лебедева, Е.В. Смирнова // Педагогика и психология. — 2017. — № 3. — С. 68–75.

15. Макарова О.В. Психолого-педагогическая помощь детям в условиях деструктивной социальной среды: теоретические основы и методы [Текст] / О.В. Макарова // Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2018. — № 5. — С. 96–102.

16. Михайлова Е.А. Психологическая поддержка детей в условиях деструктивной социальной среды: проблемы и решения [Текст] / Е.А. Михайлова // Педагогические науки. 2016. — № 4. — С. 90–97.

17. Морозова Е.И. Психолого-педагогические программы для детей, подвергшихся насилию [Текст] / Е.И. Морозова // Актуальные проблемы психологии. — 2022. — № 12(6). С. 98–106.

18. Николаева О.В. Психолого-педагогическая помощь детям в условиях деструктивной социальной среды: опыт работы психолога в школе [Текст] / О.В. Николаева // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 2. С. 1–5.

19. Петрова Е.Н. Педагогическая коррекция поведения детей в социальных приютах [Текст] / Е.Н. Петрова // Педагогическое образование и наука». — 2020. — № 7(2). С. 112–118.

20. Петрова Е.В. Психолого-педагогическая работа с детьми, живущими в условиях деструктивной социальной среды: теоретические и практические аспекты [Текст] / Е.В. Петрова // Вестник Московского государственного педагогического университета. — 2017. — № 4. — С. 112–118.

21. Смирнова Т.И. Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей: современные подходы [Текст] / Т.И. Смирнова // Современное образование. — 2021. № 6(1). — С. 67–74.

22. Соколова Л.М. Комплексный подход к оказанию помощи детям в условиях социальной нестабильности [Текст] / Л.М. Соколова // Психолог-практик. — 2024. — № 10(2). С. 34–42.

23. Соколова О.А. Психолого-педагогическая помощь детям в условиях деструктивной социальной среды: проблемы и перспективы [Текст] / О.А. Соколова // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 6. — С. 184–191.

24. Федорова Н.П. Инновационные методики психолого-педагогической помощи детям в трудных жизненных ситуациях [Текст] / Н.П. Федорова // Психология и педагогика: вызовы XXI века. — 2023. — № 9(5). — С. 89–97.

25. Чернова Е.В. Психологическая поддержка детей в условиях деструктивной социальной среды: теоретические и практические аспекты [Текст] / Е.В. Чернова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. — № 1. С. 87–93.

26. 17 United Nations. Goals to Transform Our World. URL: https://www.un.org/ru/development/devagenda/pdf/Russian_ Why_it_matters_Goal_4_Education.pdf

27. Bellis M.A., Lowey H., Bennett S., Ploubidis G.B. Adverse childhood experiences: retrospective study to determine their impact on adult mental health and health behaviours. The Lancet Psychiatry, 2019, 6(3), 218–225.

28. Catalano R.F., Berglund M.L., Ryan J.A., Lonczak H.S., Hawkins J.D. Positive youth development in the United States: Research findings on evaluations of positive youth development programs. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 2012, 624(1), 180–214.

29. Garbarino J. Children and families in the social environment. McGraw-Hill. 1992.

30. Krug E.G., Dahlberg L.L., Mercy J.A., Zwi A.B., Lozano R. World Report on Violence and Health. The World Health Organization. 2002.

31. Rutter M. Psychosocial resilience and protective mechanisms. American Journal of Orthopsychiatry, 1987, 57(3), 316–331.

32. The Sustainable Development Goals Report 2022. URL:https://unstats.un.org/sdgs/report/2022

33. The World Bank Annual Report 2020: Supporting Countries in Unprecedented Times: Main Report (Russian). Washington, D.C.: World Bank Group. URL: http://documents.worldbank. org/curated/en/663831601574058227/Main-Report

34. UNICEF. URL: https://www.un.org/ru/node/37033

Войти или Создать
* Забыли пароль?