Контуры сотрудничества государств-членов ЕАЭС в сфере торговой политики
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится анализ сотрудничества государств-членов ЕАЭС в сфере торговой политики с учетом их членства в ВТО. Авторами дается оценка торговых позиций государств-членов ЕАЭС в ВТО, определяются сходство и различия в формировании их повестки в рамках многосторонней торговой системы, имеющиеся противоречия и барьеры, создающие препятствия консолидации государств-членов ЕАЭС как в рамках ВТО, так и в принятии решений в рамках интеграционного объединения.

Ключевые слова:
ЕАЭС, ВТО, торговая политика, тарифное регулирование
Текст

Государства-члены ЕАЭС (за исключением Белоруссии) являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). При этом ЕАЭС не представлен в ВТО в качестве международной организации, как ЕС. В силу этого формально каждая страна-член ЕАЭС имеет собственные обязательства в рамках ВТО. Исходя из этого, действия государств-членов ЕАЭС в рамках ВТО могут носить разнонаправленный и противоречащий общим интеграционным интересам характер. Фактически в Договоре от 19 мая 2011 года «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» (далее – ДФТС) признается приоритет взятых страной обязательств в рамках ВТО над определенными договорно-правовой базой Таможенного союза соглашениями в области тарифной политики государств-членов, что подтверждается в статье 1 указанного Договора, а именно – «с момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров (прим. авт. - ВТО)»[1]. В статье 2 ДФТС признается, что в случае противоречия между Соглашениями ВТО и договорами, заключенными в рамках Таможенного союза, а также решениями органов таможенного союза приоритет имеют соглашения ВТО [4, С.226].

Таким образом, единая торговая политика в ЕАЭС может сталкиваться с рядом проблем и противоречий, вызванных в том числе членством государств-членов в ВТО и взятых ими обязательств по доступу на их рынки. Вследствие этого целью настоящей статьи является анализ позиций государств-членов ЕАЭС в ВТО и их согласованности и готовности к координации усилий в целях отстаивания общих интересов в рамках многосторонней торговой системы.

Государства-члены ЕАЭС имеют весьма отличный друг от друга опыт взаимодействия с ВТО и различный по длительности период переговорного процесса по вступлению в эту международную организацию. Также государства-члены ЕАЭС имеют различные исходные условия в части тарифных уступок и взятых ими обязательств на рынке услуг.

Разница в применяемых ставках тарифов очевидна, исходя из данных таблицы 1.

Таблица 1

Самые последние ставки тарифов (по всем отраслям/ в сельском хозяйстве/ в несельскохозяйственных отраслях), % [11]

 

Конечный связанный тариф

Применяемый простой средний тариф РНБ

Средневзвешенный средний тариф РНБ

Казахстан

6,4/9,6/5,9

5,6/8,7/5,1

5,9/12,1/5,1

Россия

7,5/10,8/7

6,6/9,7/8,9

5,3/8,9/4,8

Киргизия

7,5/12,8/6,7

6,4/8,6/6,1

5,7/11,3/4,9

Армения

8,7/14,7/7,7

6,3/8,2/6,0

6,5/9,7/5,9

 

Армения вступила в ВТО в 2003 г., а переговорный процесс занял более 8 лет. Армения при вступлении в ВТО согласовала средневзвешенный таможенный тариф в размере 8,5%, а средневзвешенный импортный таможенный тариф в размере 2,7%, который стал самым низким по ставке режима наибольшего благоприятствования (РНБ) [11]. На момент вступления в ВТО Армения взяла обязательства по тарифным уступкам относительно 770 товарных позиций, по которым ставки оказались ниже ставок ЕТТ ЕАЭС [3, С.34]. 

Казахстан присоединился к ВТО только в 2015 г., проделав практически двадцатилетний путь согласования своей позиции в ВТО. Он взял на себя 118 обязательств по итогам переговорного процесса. Казахстан при вступлении в ВТО согласовал тарифные уступки по более чем 3 тыс. позиций, которые оказались ниже уровня 11,5 тыс. действующих позиций в ТН ВЭД ЕАЭС [3, С.34].

Процесс присоединения Киргизии к ВТО в 1998 г. был самым стремительным из всех стран мирового сообщества, заняв менее 3 лет. Страна взяла на себя 29 обязательств, исходя из содержания Доклада Рабочей группы по присоединению страны к ВТО [7]. Относительно тарифных уступок в Киргизии сложилась схожая ситуация с Арменией и Казахстаном. При вступлении в ВТО Киргизия зафиксировала максимальный средневзвешенный тариф в размере 7,5%, при этом примерно по 170 товарным позициям были определены тарифные уступки, приведшие к более низким тарифным ставкам, чем в ЕТТ ЕАЭС [3, С.34]. 

Россия вступила в ВТО в 2012 году после 19-летнего периода переговоров, взяв на себя 164 обязательства (в соответствии с Докладом Рабочей группы по присоединению страны к ВТО). Перечень уступок и обязательств России по товарам охватывал 11567 тарифных линий. Россия обязалась снизить средневзвешенную ставку с 11,850 п.п. до 7,147 п.п. в течение переходного периода [11].

Белоруссия является страной-наблюдателем в ВТО и ведет переговоры о вступлении в ВТО, начиная с 1993 г. В настоящий момент в связи с геополитическими причинами процесс вступления Белоруссии в ВТО фактически заморожен.

Таким образом, налицо определенная нескоординированность действий государств-членов ЕАЭС в части тарифных уступок в рамках ВТО. Это ведет к искажению самой идеи ЕТТ ЕАЭС и в условиях единого экономического пространства создает угрозы для одних национальных экономик вследствие значимых тарифных уступок в рамках ВТО другими странами. Вместе с тем следует отметить, что Киргизия и Армения предпринимают попытки уладить сложившуюся ситуацию и провести переговоры с заинтересованными сторонами из числа членов ВТО «по компенсации за повышение согласованных ранее с ними импортных ставок» [3, С.34], однако, это длительный процесс и маловероятно, что будут пересмотрены все товарные позиции. Относительно Казахстана (как присоединившегося к ВТО только в 2015 г.) сложность состояла в том, что тот сразу обязан был согласовывать условия вступления в ВТО со своими обязательствами в ЕАЭС. ВТО настаивала на снижении средневзвешенной ставки таможенного тарифа с 10,4% до 6,5%, что заставило государства-члены ЕАЭС пойти на изъятия для Казахстана в применении им ЕТТ ЕАЭС [6, С.112].

По мнению ряда ученых, как минимум четверть ставок таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС являются несогласованными [3, С.35] вследствие складывающихся противоречий между обязательствами ВТО, которые берут на себя государства-члены ЕАЭС, и их обязательствами в рамках экономического союза. Следствием такой разбалансировки является низкая вероятность согласования единых правил внешнеторговой политики государств-членов ЕАЭС с третьими странами. Безусловно, это отражается на единстве переговорной позиции государств-членов ЕАЭС в рамках Дохийского раунда.

Участие стран ЕАЭС в коалициях и инициативах в рамках переговорного процесса в ВТО отражено в таблице 2.

 

Таблица 2

Участие стран ЕАЭС в коалициях и инициативах в рамках переговорного процесса в ВТО [10, 11]

Страны (год вступления в ВТО)

Наименование коалиции

Участие в совместных инициативах

Участие в инициативах по окружающей среде

Армения (2003)

Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, «Члены статьи XII», страны с низким уровнем дохода с переходной экономикой

Упрощение инвестиций в целях развития

Содействие участию микро-, малых и средних предприятий в международной торговле

 

нет

Казахстан (2015)

Азиатские развивающиеся страны (АРС), Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, «Члены статьи XII»

Электронная торговля

Упрощение инвестиций в целях развития

Содействие участию микро-, малых и средних предприятий в международной торговле

Внутреннее регулирование в сфере услуг

Загрязнение пластиком и экологически устойчивая торговля пластиком

Торговля и экологическая устойчивость

 

Киргизия (1998)

Азиатские развивающиеся страны (АРС), Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, «Члены статьи XII», страны с низким уровнем дохода с переходной экономикой, «W52»

Электронная торговля

Упрощение инвестиций в целях развития

Содействие участию микро-, малых и средних предприятий в международной торговле

 

 

Россия (2012)

АТЭС, «Члены статьи XII»

Электронная торговля

Упрощение инвестиций в целях развития

Содействие участию микро-, малых и средних предприятий в международной торговле

Внутреннее регулирование в сфере услуг

Загрязнение пластиком и экологически устойчивая торговля пластиком

Торговля и экологическая устойчивость

 

 

Анализ участия государств-членов ЕАЭС в действующих коалициях и инициативах в рамках переговорного процесса в ВТО показывает, что они не присутствуют в тех коалициях (типа NAMA-11, G-20 и т.п.), где можно продемонстрировать единство своих позиций по решению наиболее сложных секторальных проблем и более мощно заявить о себе и своей солидарности с другими развивающимися странами. Участие государств-членов ЕАЭС в указанных в таблице 2 коалициях в основном обусловлено их принадлежностью к определенной категории стран (с экономической или географической точки зрения), либо уже имеющимся фактом членства в какой-либо международной организации или региональном интеграционном объединении, где они продвигают схожие взгляды (например, членство России в АТЭС, либо принадлежность к странам, вступившим в ВТО после 1995 года и отстаивающим интересы подобного рода государств). В этом случае участники коалиции в большей степени встречаются для обсуждения внутрирегиональных вопросов.

Таким образом, площадка ВТО фактически не используется государствами-членами ЕАЭС для продвижения совместных инициатив в торговле, промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг, а их позицию можно охарактеризовать в большей степени как пассивную в текущем переговорном процессе.

Вместе с тем следует отметить сходство мнений относительно проблем, связанных с функционированием ВТО и текущей повестки Дохийского раунда.

Так, из Обзоров торговой политики Казахстана и России становится очевидной позиция этих стран в части поддержки многосторонней торговой системы [8,9]. «Казахстан твердо поддерживает сильную, прозрачную и предсказуемую, основанную на правила многостороннюю торговую систему, которая остается центральной» [8]. Россия разделяет мнение Казахстана в этом вопросе, и ее представители подчеркивают, что ВТО не имеет альтернативы в текущий момент времени, хотя и констатируется «неспособность ВТО эффективно и оперативно реагировать на современные вызовы» [9]. Россия последовательно выступает за реформу ВТО, поддерживая создание Рабочей группы по реформе ВТО.

Страны ЕАЭС вовлечены в процессы, связанные с разрешением ситуации вокруг Апелляционного органа ВТО. Особенно активно лоббирует возобновление работы этого института Россия. По мнению представителей России, система разрешения споров должна сохранять «основные черты двухэтапного процесса разрешения споров и принцип «негативного» консенсуса» [9]. Россия также продвигает инициативу, направленную на совершенствование правил ВТО в части предоставления информации об изменении применяемых тарифных ставок

В соответствии со статистикой торговых споров, рассматриваемых арбитражным судом ВТО, Россия является наиболее активным участником торговых споров. Как ответчик она участвует в 11 делах (истцы: ЕС, США, Украина, Япония), истец – в 8 спорах (ответчики: ЕС, США, Украина), как третья сторона – в 105 торговых спорах. Киргизия и Казахстан в текущий момент участвуют в одном торговом споре, а Армения – в двух торговых спорах как ответчики [11].

Также следует отметить усилия России и Казахстана в поддержке интересов развивающихся и наименее развитых стран, считая содействие их присоединению к ВТО одной из основных целей.  

ЕАЭС в целом предоставляются тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в целях содействия их экономическому развитию. Представители российской власти выступают за увеличение влияния развивающихся стран в ВТО. Казахстан активно содействует плавной интеграции развивающихся стран, не имеющих выхода к морю (РСНВМ). Страна внесла значительный вклад в подготовку Министерских деклараций для 12-й и 13-й Министерских конференций ВТО (МК12 и МК13), подчеркнув свою приверженность решению уникальных проблем, с которыми сталкиваются РСНВМ в международной торговле.

Кроме того, Казахстан показал приверженность присоединению других стран Центральной Азии и Южного Кавказа к ВТО (Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана).

Россия и Казахстан ратифицировали Соглашение о субсидиях на рыболовство, что должно внести свой вклад в глобальные и региональные усилия по борьбе с «незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом» [8,9].

Казахстан и Россия уделяют серьезное внимание решению вопросов, связанных с торговлей и окружающей средой, их взаимным влиянием. При этом климатическая повестка не должна применяться как инструмент сдерживания развивающихся стран в мировой экономике и их доступа на рынки развитых стран.

Россия также демонстрирует весьма активную позицию в переговорах по сельскохозяйственным вопросам, вопросам электронной торговли, правилам внутреннего регулирования в сфере услуг.

В целом роль других государств-членов в ЕАЭС (Армения и Киргизия) не очень заметна и их влияние на состояние переговорного процесса в рамках Дохийского раунда очень незначительно. Такая позиция, к сожалению, не создает предпосылок для продвижения совместных «евразийских» инициатив в рамках ВТО и объединения вокруг них других развивающихся стран, особенно, если принять во внимание факт неравномерности и непропорциональности взаимной торговли государств-членов ЕАЭС на внутреннем рынке. Также следует отметить, как негативный фактор, препятствующий плодотворному сотрудничеству государств-членов ЕАЭС в сфере торговой политики, наличие значительного количества ограничений (прежде всего в сфере нетарифного регулирования), вводимых ими самостоятельно в одностороннем порядке в целях защиты национального рынка [2, С. 4].   

Таким образом, государства-члены ЕАЭС в меньшей степени чем представители других международных организаций и региональных интеграционных объединений (например, МЕРКОСУР, АТЭС) стремятся координировать свои действия в рамках ВТО, а действующие для них изъятия в рамках ЕАЭС препятствуют проведению ими единой торговой политики в отношении третьих стран. 

Список литературы

1. Договор от 19 мая 2011 года «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/be6/freddy_rus.pdf

2. Аксенов И.А. Проблемы и перспективы развития торговой политики ЕАЭС // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. №1. С. 3-11

3. Багдасарян К., Пахомов А. Проблемы участия государств ЕАЭС в деятельности ВТО // Экономическое развитие России. 2016. Т. 23. №11. С. 31-36

4. Боклан Д.С. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: соотношение правовых режимов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 223–236

5. Внешнеэкономическая деятельность как источник экономического роста / А. Ю. Кнобель, А. Н. Спартак, М. А. Баева, Ю. К. Зайцев, А. Д. Левашенко, А. Н. Лощенкова, О. В. Пономарева, К. А. Прока. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 60 с.

6. Мордвинова А.Э. Центральноазиатские республики в ВТО: проблемы и перспективы сотрудничества // Проблемы национальной стратегии. 2019. №4(55). С. 106-115

7. Technical note on the accession process. World Trade Organization. WT/ACC/10/Rev.3. 28 November 2005

8. Trade Policy Review. Report by Kazakhstan. World Trade Organization, 21 August 2024. 24 p.

9. Trade Policy Review. Report by Russian Federation. World Trade Organization, 22 September 2021. 33 p.

10. WTO. Groups in the negotiations [Электронный ресурс] URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dda_e/negotiating_groups_e.htm (дата обращения: 10.10.2024)

11. WTO. Members and Observers [Электронный ресурс] URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm (дата обращения: 10.10.2024)


Войти или Создать
* Забыли пароль?