Статья посвящена неформальной коммуникации как специфичной части современного коммуникативного пространства, существенно расширяющей субъектно-авторскую сферу, локальную и количественную представленность в разных областях человеческой деятельности. Неформальная коммуникация рассматривается как система, обладающая языковой самоидентификацией, обусловленной лингвокреативным мышлением относительно языка и действительности.
неформальная коммуникация; народное творчество; языковая самоидентификация; план выражения; новообразование.
Неформальное общение объективно занимает огромную часть коммуникативного пространства, включая коммуникацию в рамках неформально организованных социумов и коммуникацию, фрагментарно включающую неформальное общение с разными прагматическими целями (привлечение внимания, сокращение «расстояния» между коммуникантами и т.п.).
Под неформальной коммуникацией (далее — НК) мы понимаем сферу массовой культуры, в которой творчески настроенные социумы или отдельные личности создают оригинальные языковые репрезентации окружающего мира, отличные от традиционных для доминирующей культуры (протокола, условностей делового общения и др.). Системный характер НК проявляется в стабильном лингвокреативном мышлении относительно языка и действительности. Как факт языка НК использует присущие ей формальные оболочки (морфемные, словесные) и привычные синтагматические цепочки. Как частный язык НК демонстрирует подчеркнуто активное, трансформирующее отношение к средствам языка, их производящему потенциалу [2].
НК представляет собой неоднородный и многоаспектный процесс, для которого наряду с особым с точки зрения традиции и этикета использованием языка характерно существенное расширение субъектно-авторской сферы (общение с родными, близкими, коллегами, с массовым слушателем или читателем), локальной и количественной представленности в разных областях человеческой деятельности (в радио- и телепрограммах, «живом» общении в интернет-коммуникации, уличной рекламе, городских вывесках, названиях предприятий — торговых, образовательных и др., разнообразной кино-, теле- и СМИ-продукции, выступлениях на митингах, граффити, анекдотах и других устных и письменных произведениях народного творчества). НК близка естественной речи по ряду таких признаков, как народное авторство, неофициальная сфера функционирования, спонтанность и исполнение по инициативе субъекта творчества, стилистическая сниженность речи и некоторых других. Однако важно, что спонтанность в сфере НК есть кажущееся явление, в котором творческие находки (новообразования, трансформации единиц языка, прецедентов и иных элементов культурного фонда) представляют собой предмет творческих усилий специального поискового характера, демонстрирующих чрезвычайную изобретательность в избираемых формах для выражения актуальных смыслов.
1. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4.
2. Ларионова А.Ю. Неформальная коммуникация: о терминологической вариативности и особенностях явления // Изв. УрФУ. 2013. № 3. С. 24-34.
3. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981-1985.
4. Химик В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. СПб.: Норинт, 2004.
5. http://www.echo.msk.ru/blog/varlamov_i/861903-echo/
7. www.vk.com/
8. http://www.ej.ru/?a=note&id=9658/
9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=слово%20волшебник/
10. http://kp.ru/daily/25817.5/2796331/
11. http://kommersant.ru/doc/1856443/
12. http://funt.livejournal.com/201759.html/
13. http://morozovsb.livejournal.com/251396.html/
14. http://www.rusrep.ru/article/2012/03/06/moskva/
15. Амвросимова Т. Русский репортёр: интернет-версия. 2011. № 33. 22 авг. http://www.rusrep.ru/article/2011/08/22/eco/
16. http://www.justmedia.ru/news/society/2012/02/10/58423?source=newslist/
17. http://www.slovonovo.ru/tags/
18. http://borovihin-k.livejournal.com/201690.html/
19. http://www.nr2.ru/ekb/380889. html?utm_source=dlvr.it&utm_medium =twitter/
20. www.rodim.ru/