Развитие когнитивных компетенций студентов в цифровом образовании: к проблематике последствий и условий продуктивности цифровизации образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сегодня вопрос о последствиях и условиях продуктивности цифровизации образования является одним из наиболее актуальных и сложных вопросов, несмотря на недостаточную степень изученности. Современное образование сталкивается с необходимостью внедрения компетентностного подхода, который предполагает перепроектирование образовательных программ с акцентом на ключевые компетенции. Эти компетенции включают когнитивные навыки, которые формируют общую когнитивную компетентность учащихся, включая критическое мышление, анализ, синтез информации и решение проблем. Цифровизация образования в высших учебных заведениях открывает новые возможности для развития этих навыков, делая образовательный процесс осознанным, структурированным и эффективным. Однако для успешного внедрения цифровых технологий необходимо соблюдение ряда условий. Важнейшими из них являются: наличие современной технической инфраструктуры, обучение преподавателей использованию цифровых инструментов, адаптация методических подходов и обеспечение эффективной системы оценки и мониторинга. Эти условия обеспечивают не только качественное использование технологий, но и их интеграцию в учебный процесс, что способствует более глубокому и всестороннему развитию познавательных компетенций обучающихся. Таким образом, цифровизация может существенно повысить продуктивность образования при соблюдении всех необходимых условий.

Ключевые слова:
цифровизация образования, цифровое образование, условия успешности цифровизации, когнитивные компетенции, когнитивная компетентность, модель цифровизации образования
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Проблематика последствий и условий продуктивности цифровизации образования является одной из наиболее важных, хотя и недостаточно исследованных.

Специфика современного образования определяется требованием внедрения компетентностного подхода, реализация которого предполагает изменение образовательных программ на основе ключевых компетенций, в список которых входит и когнитивные компетенции, образующие целостную когнитивную компетентность. Будущие педагоги, готовые к работе в условиях современных школ, колледжей, ВУЗов, должны не только обладать определенными знаниями, но и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности, проявляя творческий потенциал, мобильность и гибкость мышления, умение учиться и учить, то есть целый комплекс когнитивных компетенций. Когнитивная компетентность как система таких отдельных компетенций (творческого осмысления мира, критичность или рефлексивность понимания себя и мира, гибкость и мобильность осмысления себя и мира, умение учиться и умение учить и т.д.) формируется в контексте процессов обучения в вузе двумя основными путями: стихийным и целенаправленным. Внедрение цифровых технологий в образование юношей и взрослых позволяет существенно активизировать этот процесс, сделать его более осознанным, структурированным, результативным.

Обновление содержания и форм современного образования за счет внедрения компетентностного подхода дало возможность оценить и найти пути повышения качества подготовки выпускников в соответствии с вызовами и требованиями современного мира. Одно из них связано с повышением когнитивной компетентности людей, преодоления когнитивного «провала», возникшего в результате дисбаланса между: 1) накопленными человеческом знаниями и умениями (компетенциями), ставшими потенциально легко доступными благодаря цифровым технологиям, устройствам и программам, и 2) реальными потребностями и способностями людей воспользоваться этими знаниями и умениями. Этот «провал» можно и нужно преодолеть в процессе осознания необходимости повышения качества образования, как 1) посредством создания системы непрерывного образования, так и 2) посредством направленного формирования и развития когнитивных компетенций учащихся и обучающихся на всех этапах их обучения, в том числе и, особенно, в процессе электронного обучения. Преемственность обучения в системе школа-вуз, трансформация общих и «цифровых» форматов обучения могут позволить решить указанную проблему.

 Обращение к научному обоснованию изучения изучаемой проблемы позволяет выделить здесь два аспекта:

• раскрытие сущности познавательной компетентности,

• раскрытие специфики, возможностей и ограничений, электронного обучения, в том числе в контексте задачи формирования и развития когнитивной компетентности студентов.

1. Методология и методы исследования

Электронное обучение претерпело огромные изменения за последние несколько лет. Если вы посмотрите с начала электронного обучения на настоящее время, с технической точки зрения, можно перейти от простых программ обучения, ориентированных на бихевиористов, к современным сложным платформам обучения с онлайн-сообществами обучения, классами LiveWeb, подключениями к базам данных и интерактивным учебным контентом [1], [2], [3], [4], [5]. Обучение — это индивидуальный и часто длительный процесс, включающий многочисленные формы, форматы, методики и подходы. Электронное обучение — это комплекс способов обучения, передачи знаний и умений студентам.

Цель исследования – теоретически и экспериментально изучить процессы формирования и развития познавательной компетентности студентов на основе электронного обучения, разработать и апробировать структурно-содержательную модель формирования познавательной компетенции студентов на основе системы электронного обучения.

Гипотеза нашего исследования:

Для повышения качества цифрового обучения, в том числе повышения когнитивных компетенций студентов в процессе цифрового обучения, необходимо выделить компоненты, уровни, условия, критерии, а также механизмы развития когнитивных компетенций студентов, чтобы организовать их направленное формирование и развитие в процессе электронного обучения.

Направленное формирование содержательных компонентов (сущности, структуры и уровней, критериев, показателей) когнитивной компетентности увеличивает результативность (успешность) цифрового обучения.

Процесс обучения студентов на основе системы электронного обучения будет успешным:

• если в процессе электронного обучения будет уточнено и операционализировано понятие «когнитивная компетентность», в том числе выделены его структурные компоненты, уровни, условия, критерии и механизмы;

• обоснована, разработана и внедрена в практику целостная структурно-содержательная модель формирования и развития познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения;

• если процессы формирования и развития когнитивной компетентности в процессе электронного обучения будут регулироваться и оцениваться посредством специально разработанного для этих целей (опирающегося на структурно-содержательную модель формирования и развития когнитивных компетенций) критериально-диагностического аппарата.

Когнитивная компетентность — это интегральная характеристика знаний, умений (навыков), способностей и личного опыта в работе с учебно-профессиональной информацией в контексте системы электронного обучения и иных форматов и форм образовательной деятельности. Когнитивная компетентность студентов включает как один из компонентов компетентность, связанную с использованием в процессах обучения и самообучения цифровых устройств, технологий и программ. Она также включает умение учиться и учить, умение критически, рефлексивно осмыслять себя и мир, процессы и результаты образования, умения творчески перерабатывать информацию о себе и мире, умения исследовательского, гибкого понимания учебно-профессиональных ситуаций и их содержаний.

Структурно-содержательная модель для формирования и развития познавательной компетенции студентов на основе системы электронного обучения предполагает поэтапный характер реализации цифрового обучения.

Содержание «электронного обучения» включает разнообразные способы использования в обучении человека цифровых технологий, устройств и программ.  Цифровое обучение можно рассматривать как форму обучения, ориентированную на студентов и использующую для этого цифровые коммуникативные технологии, включая обучение через Интернет. Электронное обучение относится к любому варианту использования электронных средств, инструментов в процессе преподавания или обучения [6], [7], [8], [9], [10], [11].

Достоверность исследования обеспечивалась /привлечением широкого круга научных, методических, документальных источников, соблюдением логики и иных требований к осуществлению научных теоретических и эмпирических исследований; системным подходом к организации и проведению исследования; с помощью набора научных методов, адекватных характеру объекта исследования и его задачам; путем адекватного использования психодиагностических процедур в ходе эмпирического изучения процессов и результатов формирования и развития познавательной компетентности студентов; использования методов описательной и математической статистики при обработке эмпирических данных; обеспечением достаточного количества экспериментальной выборки и измеряемых показателей, а также согласования промежуточных, сформулированных по основным результатам, выводов.

2. Результаты

2.1. Модель формирования и развития когнитивной компетентности в цифровом обучении.

Когнитивная компетентность — это интегральная характеристика знаний, умений (навыков), способностей и личного опыта в работе с учебно-профессиональной информацией в контексте системы электронного обучения и иных форматов и форм образовательной деятельности.

Когнитивная компетентность — это интегральное описание знаний, умений, способностей и собственного опыта студента в отношении исследования (когнитивной деятельности) студентом учебно-профессиональной информации (профессионально значимых знаний и умений), связанных с осмыслением этой информации учебных и профессиональных ситуаций, включая те, что возникают в контексте системы электронного обучения. Когнитивная компетентность студентов включает как один из компонентов компетентность, связанную с использованием в процессах обучения и самообучения цифровых устройств, технологий и программ. Она также включает умение учиться и учить, умения критически, рефлексивно осмыслять себя и мир, процессы и результаты образования, умения творчески перерабатывать информацию о себе и мире, умения исследовательского, гибкого понимания учебно-профессиональных ситуаций и их содержаний и т.д.

Структурно-содержательная модель для формирования и развития познавательной компетенции студентов на основе системы электронного обучения предполагает поэтапный характер реализации цифрового обучения.

Содержание «электронного обучения» включает разнообразные способы использования в обучении человека цифровых технологий, устройств и программ.  Цифровое обучение можно рассматривать как форму обучения, ориентированную на студентов и использующую для этого цифровые коммуникативные технологии, включая обучение через Интернет. Электронное обучение относится к любому варианту использования электронных средств, инструментов в процессе преподавания или обучения [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20].

Для повышения качества цифрового обучения, в том числе повышения когнитивных компетенций студентов в процессе цифрового обучения, педагогу, разрабатывающему сценарии и программы обучения, необходимо выделить компоненты, уровни, условия, критерии, а также механизмы развития когнитивных компетенций студентов, чтобы организовать их направленное формирование и развитие в процессе электронного обучения.

  Структура познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения включает мотивационно-активный, информационно-активный, рефлексивно-активный компоненты, которые взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Эти компоненты по своей сути также являются интегративными.

1.    Когнитивная компетентность студента включает систему знаний и умений (компетенций) о познании мира, объектов и ситуаций учебно-профессиональной активности, включая ситуации и объекты цифрового обучения. Как система компонентов – компетенций – она, на высоком уровне своего развития, образует целостную когнитивную компетентность. В иных случаях можно говорить о совокупности компетенций, сформированных и развитых в большей или меньшей степени и порождающих уровни компетентности и стили учения.

2.    Когнитивная компетентность включает мотивационные, информационные и рефлексивные аспекты:

а) мотивационные компетенции:

- предполагают сформированность и развитость «ненасыщаемой» поисковой активности (интереса к жизни, жизнеутверждения и поиска истины), включая отсутствие состояний пассивности, безынициативности, выученной беспомощности и страхов неудач (мотивации избегания неудач), инициативу и автономность, стремление к успеху и достижениям в познавательной и собственно учебно-профессиональной активности;

- когнитивная компетентность предполагает (стремление) и способность (умение) к творческой деятельности, развитое воображение и богатство опыта, который человек может и стремится использовать для того, чтобы увеличить свой интерес к постижению внешнего и внутреннего мира, созданию новых способов деятельности, включая учебную и профессиональную;  

б) информационные компетенции:

- она предполагает готовность (стремление) и способность (умение) к теоретическому и практическому осмыслению феноменов и ситуаций учебно-профессиональной деятельности, к гибкому и точному осмыслению происходящего, отбору, переработке, сохранению информации о себе и мире;

-  она предполагает готовность и способность к обмену знаниями и умениями, учебному диалогу с преподавателем, студентами, в разной мере опосредованными цифровыми устройствами, технологиями, программами, а также способность и готовность к самообучению;

 в) рефлексивные и/или процессуальные компетенции:

- она предполагает готовность (стремление) и способность (умение) критического, рефлексивного осмысления результатов и процессов обучения и учения, готовность и способность формирования и использования учебно-профессиональных метакомпетенций, в первую очередь тех, что реорганизуют процесс и увеличивают результаты обучения как процесса и результата когнитивной активности, включая «умение учиться» и учебно-профессиональную самостоятельность;

- умение и стремление саморегуляции в учебной деятельности в направлении профилактики и коррекции стрессов и уточнений (дистрессов), психологического выгорания и деформаций  мотивационных, информационных и рефлексивных аспектов  обучения, умения и стремление самоподдержки и самопоощрения (удовлетворенности собой, процессом и результатом обучения, соучениками и преподавателями, технологиями и средствами обучения) в направлении развития  как субъекта когнитивной активности, ученика / будущего специалиста, а также в целом как  человека.

 Когнитивные компетенции человека также включают компетенции в выборе (внимание, сосредоточение), принятии (восприятие), переработке (мышление), сохранении и воспроизведении (память) и создании (воображение) информации.

  Уровни познавательной компетентности студентов (высокий, средний, низкий) могут быть выделены по следующим критериям:

- сформированность внутренней и внешней мотивации к электронному обучению, формированию и развитию когнитивной компетентности в подготовке к будущей профессиональной деятельности;

- понимание значимости, возможностей и ограничений, системы электронного обучения для подготовки к будущей профессиональной деятельности, формирования и развития когнитивных компетенций в процессе электронного обучения;

- сформированность рефлексии учебно-профессиональной, в том числе собственно когнитивной, деятельности в контексте системы электронного обучения для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

В качестве объектов особого внимания в организации формирования и развития когнитивных компетенций нужно обращать особе внимание на следующие критерии или показатели сформированности когнитивной компетентности:

1)    Мотивационные критерии:

- развитие «чувствительности к сигналам», новой информации, и толерантности к неопределенности и непониманию новой информации;

- компетенции определения значимости (для себя и иных людей и ситуаций) и иных качеств информации и ее источников, активное отношение к процессу и результатам понимания, стремление «быть захваченным», включенным в обучение и удовлетворенным им;

2)    Информационные критерии:

- компетенции контекстуализации информации (локализации ее в определенном контексте), умение видеть информацию как часть контекста, 

- компетенции перецентрации (переосмысления), умение выделять существенное, разделять главное и второстепенное, структурировать информацию, переосмыслять имеющуюся информацию в новых контекстах (перецентрация, децентрация);

 - умение воспринимать и воспроизводить информацию как логическую последовательность, выстраивать информацию в связанный рассказ («нарратив»),

3)    Рефлексивные критерии:

- критичность и рефлексивность понимания себя и мира субъектами образовательной ситуации, включая тех, кто разрабатывает и внедряет цифровые технологии обучения;

- критичность в понимании средств, методик и иных характеристик цифрового и общего образования.

Пути или механизмы формирования и развития когнитивной компетентности в цифровом обучении включают:

1)    стихийное, неинициируемое,  нерезультативное, часто приводящее к «лоскутному» пониманию,  к деструкциям когнитивной активности под давлением субъективного избытка порой нерелевантной целям и ценностям  субъекта учения информации («парадокса выбора») и  потери ценности информации из-за ее  доступности  и избыточности, противоречивости  и многогранности,  сверхдоверчивости и  неумению отделять  истинное от ложного, субъективной невозможности «прямого применения» на практике вследствие неполноты ориентировочной основы умственных и практических действий, не позволяющее осознавать границ своего невежества / неграмотности  и вызывающее  многочисленные срывы  и кризисы  в учебной деятельности, дистрессы  переутомления и   психологическое выгорание, отказ от позиции ученика;

2)    направленное,  инициируемое учителем, целостное,  результативное,  развивающее, формирующее  и развивающее  обобщенно-систематизирующее, практико-ориентированное и опирающееся на  полноценную ориентировочную основу,  рефлексивно-критическое осмысление  информации  (знаний и умений) в контексте конкретных учебно-профессиональных ситуаций, позволяющее осознавать границы своей (не)компетентности, справляться со стрессами и дистресами собственно учебных   и отношенческих проблем, с неудовлетворенностью и неопределенностью  на пути к учебно-профессиональному успеху.  Формирует умение учиться как умение быть учителем (наставников в обучении) самому себе и другим, включая самостоятельную коррекцию учебных программ, методик, т.д.

В итоге при стихийном формировании когнитивных компетенций непрерывное образование - необходимость, при направленном – возможность, которая может быть использована человеком по его желанию, но далеко не всегда нужна: жизнь человека, умеющего учиться и имеющего развитые когнитивные компетенции есть постоянный процесс (само)обучения.

Направленное формирование содержательных компонентов (сущности, структуры и уровней, критериев / показателей) когнитивной компетентности увеличивает результативность (успешность) цифрового обучения.

Процесс обучения студентов на основе системы электронного обучения становится результативным/ успешным при наличии ряда условий:

• если в процессе электронного обучения будет уточнено и операционализировано понятие «когнитивная компетентность», в том числе выделены его структурные компоненты, уровни, условия, критерии и механизмы;

• если обоснована, разработана и внедрена в практику целостная структурно-содержательная модель формирования и развития познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения;

• если процессы формирования и развития когнитивной компетентности в процессе электронного обучения будут регулироваться и оцениваться посредством специально разработанного для этих целей (опирающегося на структурно-содержательную модель формирования и развития когнитивных компетенций) критериально-диагностического аппарата.

  Для успешного формирования познавательной компетентности были нужны следующие педагогические условия:

- мотивационное: формирование у студентов мотивации к обучению с использованием электронных средств в учебном процессе, включая мотивацию к развитию когнитивной компетентности с помощью цифровых средств обучения;

- информационное: выбор содержания, методов и форм обучения, обеспечивающих формирование познавательной компетентности, в том числе организация учебного процесса с учетом требований компетентностного, личностно-ориентированного, предметно-деятельностного и системного подходов к обучению;

- рефлексивное: реализация и рефлексия формирования и развития познавательной компетентности на основе разработанного психолого-педагогического механизма.

  Результативная структурно-содержательная модель формирования и развития познавательной компетентности студентов в цифровом обучении опирается на логику реализации нескольких этапов формирования и развития познавательной компетентности:

•      первый этап включает определение целей, принципов и условий формирования познавательной компетентности студентов;

•      второй этап предполагает определение условий и методов, средств и форм, поддерживающих процесс формирования познавательной компетенции;

•      третий этап предполагает признание важности формирования и развития познавательной компетентности самими студентами, принятие ими цели формирования и развития когнитивной компетентности как одной из ведущих целей учебно-профессионального взаимодействия;

•      четвертый этап связан с вычленением критериев и планированием диагностики /мониторинга формирования и развития познавательной компетентности студентов;

•      пятый этап включает проведение входной диагностики уровня сформированности познавательной компетентности;

•      шестой этап связан с реализацией содержания процедур формирования и развития познавательной компетентности студентов в цифровом обучении;

•      седьмой этап включает выходную диагностику формирования и развития познавательной компетентности студентов;

•      восьмой этап включает развернутую рефлексию итогов обучения, включая и формирование, и развитие когнитивных компетенций в электронном обучении, а также внесение корректив и дополнений в реализуемую модель. Этап связан с завершением первого цикла введения структурно-содержательной модели формирования и развития когнитивной компетентности студентов в практику цифрового обучения и обучения студентов в иных форматах организации дидактического взаимодействия.

Рекомендации   по формированию и развитию познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения:

- на уровне организационных и нормативных инноваций необходимо активизировать и организовать деятельность преподавателей высшей школы по формированию и развитию познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения;

- студентам и преподавателям необходимо осознать важность системы электронного обучения и использования ее самими студентами и преподавателями вузов в целях формирования и повышения когнитивной компетентности учащихся, важность осознания и повседневного мониторинга компонентов, уровней, критериев, сформированности или развитости познавательных компетенций;

- необходимо учитывать и создавать в повседневной практике цифрового обучения, сформулированные нами педагогические условия формирования и развития познавательной компетентности студентов в контексте системы электронного обучения и иных форматов или систем обучения;

- формирование и развитие познавательной компетенции возможно на основе разработанного нами педагогического механизма, необходим направленный запуск и систематическое поддержание, и отслеживание работы механизма формирования и развития когнитивной компетентности студентов;

- необходимо наличие системы критериев и связанных с ними методик диагностики формирования и развития познавательной компетентности студентов в контексте электронного обучения для оценки результативности образования в системе электронного обучения в целом и в отношении когнитивной компетентности в частности.

Обсуждение/Заключение

Проблематика последствий и условий продуктивности цифровизации образования является одной из наиболее важных, хотя и недостаточно исследованных. В ходе нашего исследования была подтверждена гипотеза, согласно которой процесс обучения студентов на базе системы электронного обучения будет успешным, если:

- в процессе электронного обучения операционализировано и конкретизировано понятие «когнитивная компетентность», определены его компоненты, уровни, условия, критерии, механизмы формирования и развития;

- обоснована, разработана и реализована на практике структурно-содержательная модель формирования и развития познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения;

- сформирован и применяется в практике электронного обучения критериально-диагностический аппарат для выявления динамики и оценки сформированности (развития) познавательной компетентности студентов в контексте системы электронного обучения.

Для подтверждения гипотезы мы изучили особенности осмысления поставленной проблемы в существующих психолого-педагогических подходах, теориях и моделях цифрового обучения и когнитивной компетентности, на основании чего был определен научно-терминологический аппарат исследования.

Когнитивная компетентность - это интегральное описание знаний, умений, способностей и собственного опыта студента в отношении исследования (когнитивной деятельности) студентом учебно-профессиональной информации (профессионально значимых знаний и умений), связанных с осмыслением этой информации учебных и профессиональных ситуаций, включая те, что возникают в контексте системы электронного обучения.

Структура познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения включает мотивационно-активный, информационно-активный, рефлексивно-активный компоненты, которые взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Эти компоненты по своей сути также являются интегративными.

Результативная структурно-содержательная модель формирования и развития познавательной компетентности студентов в цифровом обучении опирается на логику реализации нескольких этапов формирования и развития познавательной компетентности:

первый этап включает определение целей, принципов и условий формирования познавательной компетентности студентов;

второй этап предполагает определение условий и методов, средств и форм, поддерживающих процесс формирования познавательной компетенции;

третий этап предполагает признание важности формирования и развития познавательной компетентности самими студентами, принятие ими цели формирования и развития когнитивной компетентности как одной из ведущих целей учебно-профессиоального взаимодействия;

четвертый этап связан с вычленением критериев и планированием диагностики /мониторинга формирования и развития познавательной компетентности студентов;

пятый этап включает проведение входной диагностики уровня сформированности познавательной компетентности;

шестой этап связан с реализацией содержания процедур формирования и развития познавательной компетентности студентов в цифровом обучении;

седьмой этап включает выходную диагностику формирования и развития познавательной компетентности студентов;

восьмой этап включает развернутую рефлексию итогов обучения, включая и формирование, и развитие когнитивных компетенций в электронном обучении, а также внесение корректив и дополнений в реализуемую модель.

В нашем исследовании этот этап связан с подведением итогов осуществленного нами эмпирического и теоретического исследования данной проблемы. В работе педагога он связан с завершением первого цикла введения структурно-содержательной модели формирования и развития когнитивной компетентности студентов в практику цифрового обучения и обучения студентов в иных форматах организации дидактического взаимодействия.

Для успешного формирования познавательной компетентности были определены следующие педагогические условия:

- мотивационное: формирование у студентов мотивации к обучению с использованием электронных средств в учебном процессе, включая мотивацию к развитию когнитивной компетентности с помощью цифровых средств обучения;

- информационное: выбор содержания, методов и форм обучения, обеспечивающих формирование познавательной компетентности, в том числе организация учебного процесса с учетом требований компетентностного, личностно-ориентированного, предметно-деятельностного и системного подходов к обучению;

- рефлексивное: реализация и рефлексия формирования и развития познавательной компетентности на основе разработанного психолого-педагогического механизма.

Уровни познавательной компетентности студентов (высокий, средний, низкий) определяются по следующим критериям:

- сформированность внутренней и внешней мотивации к электронному обучению, формированию и развитию когнитивной компетентности в подготовке к будущей профессиональной деятельности;

- понимание значимости, возможностей и ограничений, системы электронного обучения для подготовки к будущей профессиональной деятельности, формирования и развития когнитивных компетенций в процессе электронного обучения;

- сформированность рефлексии учебно-профессиональной, в том числе собственно когнитивной, деятельности в контексте системы электронного обучения для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Результативность разработанной структурно-содержательной модели подтвердилась положительной динамикой формирования и развития показателей когнитивной компетентности студентов в экспериментальных группах. Экспериментальная проверка разработанной в ходе теоретико-эмпирического исследования структурно-содержательной модели формирования когнитивной компетентности показала ее эффективность и продуктивность при подготовке будущих учителей на основе системы электронного обучения.

Результаты исследования позволяют сформулировать ряд рекомендаций по формированию и развитию познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения:

- на уровне организационных и нормативных инноваций необходимо активизировать и организовать деятельность преподавателей высшей школы по формированию и развитию познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения;

- студентам и преподавателям необходимо осознать важность системы электронного обучения и использования ее самими студентами и преподавателями вузов в целях формирования и повышения когнитивной компетентности учащихся, важность осознания и повседневного мониторинга компонентов, уровней, критериев, сформированности или развитости познавательных компетенций;

- необходимо учитывать и создавать в повседневной практике цифрового обучения сформулированные нами педагогические условия формирования и развития познавательной компетентности студентов в контексте системы электронного обучения и иных форматов или систем обучения;

- формирование и развитие познавательной компетенции возможно на основе разработанного нами педагогического механизма, необходим направленный запуск и систематическое поддержание и отслеживание работы механизма формирования и развития когнитивной компетентности студентов;

- необходимо наличие системы критериев и связанных с ними методик диагностики формирования и развития познавательной компетентности студентов в контексте электронного обучения для оценки результативности образования в системе электронного обучения в целом и в отношении когнитивной компетентности в частности;

Перспективы исследования. XXI век - это эпоха «образования 4.0». Это означает, что образование должно быть увязано с активно развивающимися цифровыми и иными технологиями и инновационными достижениями. С этой целью педагогами создаются и вводятся различные более или менее масштабные образовательные реформы, отвечающие требованиям образовательных предпочтений студентов новых поколений. Многие университеты по всему миру сделали электронное обучение стратегическим инструментом в совершенствовании преподавания, начиная с «оцифровки» учебников и текстов и заканчивая созданием огромных обучающих платформ и мультимедийных программ, способных вступать в диалог со студентом и преподавателем. Таким образом, система электронного обучения выступает как инструмент планирования и координации для эффективного и действенного использования в университетском обучении. Однако простое закрепление электронного обучения в университетских стратегиях само по себе не приводит к «удобному для мозга» применению цифровых технологий и устройств в университетской практике. Сознание, творя себя, творит и мир. Вот почему субъектам образования, особенно преподавателям, необходимо соответствующим образом реструктурировать процессы научения студентов, изменить свою общую дидактику и цифровую дидактику, интегрировать электронное обучение, осознав его возможности и ограничения, в повседневное планирование, осуществление и рефлексию задач образования. И учителя, и ученики могут извлечь выгоду из возможностей электронного обучения, включая его возможности в формировании и развитии когнитивной сферы. Чтобы добиться положительного результата в сфере развития когнитивных компетенций студентов, преподаватели должны не только использовать электронное обучение как дешевый и простой инструмент обучения, дающий возможность уменьшить учебные усилия, но они должны быть убеждены в использовании его дидактических возможностей в развитии когнитивных способностей и компетенций студентов. Это проще всего осуществить тогда, когда сами преподаватели поймут, что они, как и студенты, обладают когнитивными компетенциями и также учатся, а не только учат других людей. Электронное обучение тогда будет рассматриваться не только как еще один инструмент и формат обучения, наряду с другими форматами и инструментами, но и как продуктивный и эффективный в целых развития мозга и познавательной деятельности студентов инструмент обучения. Кроме того, мы видим перспективы данного исследования в дальнейшем развитии методологии формирования и развития познавательной компетентности студентов на основе системы электронного обучения в высшей школе с учетом культурного менталитета студентов и их индивидуальных стилей обучения, этнопедагогических и индивидуально-педагогических условий, вносящих изменения и уточнения в общую систему выделенных нами мотивационных, информационных и рефлексивных условий формирования и развития когнитивной компетентности студентов.

Важно также осмысление возможностей и ограничений цифрового обучения и базе различных цифровых технологий, устройств, программ и платформ и т.д. Очевидно, что мультимедийные программы и гиперплатформы, созданные специально в целях организации образования, могут иметь большую продуктивность и эффективность, чем   остальные, «слегка адаптированные» или просто используемые в обучении методики. Традиционные мессенджеры и почтовые программы еще менее оптимальны, они, по сути, лишь немного оптимизируют процессы обмена информацией между преподавателем и студентом в отношении скорости и, иногда, возможности «закрепления» рекомендаций и информации, идущей от преподавателя, в виде текста, доступного неоднократному повторному прочтению и переосмыслению. Программы, включающие симуляции и моделирующие те или иные процессы реального мира (те или иные учебные или профессиональные объекты, или ситуации) позволяют ученикам   понять, а значит более активно включиться в процесс познания, мотивируют их к когнитивной активности, но мотивации также недостаточно. Тестовые задания, выполняемые с помощью компьютера, могут отчасти мотивировать, а могут и демотивировать процесс обучения и развитие когниций, в зависимости от того, на каком материале и с каких дидактических позиций они выстроены. Мы можем отметить что, согласно выдвинутой и подтвержденной нами гипотезе, специальное, сознательное и реорганизующее процесс цифрового образования и иных форм образования обращение педагога к задачам организации и управления формированием и развитием когнитивной компетентности учеников в процессе обучения, способно интенсифицировать процессы развития учеников как субъектов познавательной и учебно-профессиональной деятельности, увеличить результативность и качество обучения.  Но такое обращение предполагает существенны изменения дидактической практики цифрового и иных форм образования: если ранее ученикам могло быть достаточно репродуктивно-поверхностных форм обучения, то сейчас они не достаточны. Учащиеся должны освоить глубинные, стимулирующие их когнитивное развитие, способы учения. А педагоги должны усвоить и внедрять в учебный процесс глубинные практики обучения студентов. Необходимо дальнейшее исследование специфики, возможностей и ограничений, разных форматов, режимов и площадок электронного обучения в контексте задачи формирования и развития когнитивной компетентности студентов.

Список литературы

1. Арпентьева М.Р. Вопросы евгеники и дисгеники в мире биологических и цифровых технологий // Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи: Материалы III Международной научной конференции, Москва, 05–06 апреля 2018 года / Ред.: М.Б. Балычева, О.М. Смирнова. Том Часть 3. Москва: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2018. С. 59-64. EDN SWDZEU.

2. Арпентьева М.Р. Психосоциальное здоровье и взросление человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 5 (16). С. 3-13. EDN NDTDHP.

3. Арпентьева М.Р., Кривотулова Е.В., Меньшиков П.В., Степанова О.П. Нейродидактический подход в инклюзивно-ориентированной практике профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 3 (51). С. 12-21. EDN MUAQBH.

4. Валеева Г.В., Коробченко А.И., Меньшиков П.В. и др. Субъектность участников вузовского инклюзивного нейрообразовательного процесса // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т. 21. № 4. С. 67-75. EDN CIKWTR.

5. Владимиров Н.М., Доровских И.Г., Меньшиков П.В. и др. Нейрообразование и проблемы субъектности инклюзии // Специальное образование. 2022. № 1 (65). С. 162-175. EDN YBZCPF.

6. Касымова Г.К., Арпентьева М.Р. Здоровьесбережение и цифровизация образования. Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения : Материалы XII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17–18 ноября 2022 года / Под научной редакцией З.И. Тюмасевой. Челябинск: Закрытое акционерное общество "Библиотека А. Миллера", 2022. С. 132-135. EDN MTSQTG.

7. Касымова Г.К., Валеева Г.В., Сетяева Н.Н., Арпентьева М.Р. Социально-психологические проблемы развития субъектов цифрового образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27. № 4 (91). С. 456-466.

8. Касымова Г.К., Валеева Г.В., Сетяева Н.Н. и др. Социально-психологические проблемы смарт-образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021. Т. 36. С. 80-94. DOIhttps://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.36.80. EDN DAULDU.

9. Малиничев Д.М., Арпентьева М.Р. Инновации цифровизации: нейротехнологии и роботы в инклюзивном образовательном процессе // Специальное образование. 2022. № 4 (68). С. 111-136. DOIhttps://doi.org/10.26170/1999-6993_2022_04_08. EDN AWUAOC.

10. Сергеев С.Ф., Бершадский М.Е., Чоросова О.М. и др. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога. Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. 2016. 336 с. ISBN 978-5-902198-25-3.

11. Степанова Г.А., Демчук А.В., Меньшиков П.В. и др. Духовно-этические аспекты нейротехнологий в практике инклюзивного образования // Специальное образование. 2021. № 4 (64). С. 84-97. DOIhttps://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_04_06. EDN DBVQKG.

12. Степанова Г.А., Малиничев Д.М., Хотеева Р.И. и др. Нейроцифровые технологии и этические проблемы модернизации инклюзивного образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27. № 2 (89). С. 142-149. DOIhttps://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-289-142-149. EDN HIBMYX.

13. Тащёва А.И., Гриднева С.В., Меньшиков П.В. и др. Проблемы современной нейродидактики и инклюзивное образование // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27. № 3 (90). С. 334-342. DOIhttps://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-390-334-342. EDN UXTKDQ.

14. Тащёва А.И., Гриднева С.В., Хотеева Р.И. и др. Нейротехнологии и развитие субъектности студентов и преподавателей в инклюзивном образовании // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 4 (47). С. 73-87. DOIhttps://doi.org/10.52944/PORT.2021.47.4.005. EDN RDSQIL.

15. Flindt N. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades, E-learning, theoriekonzepte und Praxiswirklichkeit. Heidelberg. 2005. 200 p.

16. Kassymova G.K. Formation of students' cognitive competence based the e-learning system. Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy (PhD in Pedagogy and Psychology). Almaty, Kazakhstan: Abai Kazakh National Pedagogical University. Yogyakarta, Indonesia: Yogyakarta State University. 2021. 190 p.

17. Kassymova G.K., Arpentieva M.R., Kosherbayeva A.N., Triyono B.M., Sangilbayev O.S., Kenzhaliyev B.K. Science, education & cognitive competence based on e-learning. Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019;1(377):269-278. DOIhttps://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.31. EDN GWIPKY.

18. Lai S.C., Lin C.Y. The effect of the use of multimedia technology on year three student’s Chinese vocabulary learning. Muallim Journal of Social Sciences and Humanities. 2020;4(2):87-92. DOIhttps://doi.org/10.33306/mjssh/65.

19. Pratama H., Azman M.N.A., Kassymova G.K., Duisenbayeva Sh.S. The Trend in Using Online Meeting Applications for Learning During the Period of Pandemic COVID-19: A Literature Review. Journal of Innovation in Education and Cultural Research. 2020;1(2). DOIhttps://doi.org/10.46843/jiecr.v1i2.15.

20. Triyono B.M., Mohib N., Kassymova G.K., Pratama G.N.I.P., Adinda D., Arpentieva M.R. The Profile Improvement of Vocational School Teachers’ Competencies. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020;29(2):151-158. DOIhttps://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-151-158.

Войти или Создать
* Забыли пароль?