В статье дается обзор произведений популярного в России и в мире писателя-символиста Фёдора Сологуба. Главной задачей статьи является изучение специфики рождественского рассказа. Рассматриваются две истории двух персонажей как параллельные повествовательные структуры. Крупным планом показываются особенности фабулирования в прозе Сологуба. Размышления о рождественском чуде в рассказе сочетаются с анализом душевно-духовных состояний центральных персонажей. В статье устанавливается методологическая связь между символизмом и классицизмом. Эта особенность русского символизма отмечается впервые в литературоведении. В центре внимания автора статьи – своеобразие символистской метафоры, которая рассматривается не только как троп, но и как элемент коммуникации между героями рассказа.
жанр рождественского рассказа, коммуникакация, метафора, система образов, психоанализ, теория травмы, символизм.
«Красногубая гостья» Фёдора Сологуба по форме — праздничный рассказ. Это история возрождения, обретения новой жизни «одного из маловерных современников» автора. Так он определяет главного героя рассказа, дюжинного светского человека Николая Варгольского.
Проблемы жанра психологической прозы в настоящее время привлекают многих исследователей, как представителей академического литературоведения (работы М.И. Шапира [7, с. 14–22], Дж. Баэра [8, с. 511–522], Дж. Мэррила [9, с. 105]), так и молодых авторов [1, с. 102; 3, с. 147; 6, с. 139].
Рассказ «Красногубая гостья» — один из наиболее известных в наследии Фёдора Сологуба. Он упоминается во всех крупных исследованиях. Однако его жанровая природа в сочетании с содержательной стороной видений главного героя не изучалась. Сологуб опубликовал этот рассказ 25 декабря 1909 г. в газете «Утро России». Тема рождества Христа в рассказе «Красногубая гостья» заявлена в предисловии «от автора». Затем она звучит дискретно, прерывисто. В начале повествования центральная тема «рождества» игнорируется: события разворачиваются холодной осенью. Это характерный сологубовский прием. Таким образом он усиливает звучание главной темы рассказа.
Место действия рассказа — уединенный дом. Главные события в нём происходят в «зелёной гостиной». В этом ограниченном пространстве решается вопрос жизни и смерти главного героя. На первый план выступает экзистенциальный мотив праздно-созерцательного существования хозяина огромного дома. Экзистенциальный аспект рассказа — герой представлен в пограничной ситуации. Автор знает, а сам герой еще нет, что ему угрожает смертельная опасность. Он пленен молодой красавицей. Красота ее порочно-привлекательна, холодна и — обаятельна. Время героя посвящено ожиданию визитов этой таинственной гостьи.
В образе главного героя Сологуб показал человека, совершенно свободного, точнее, «освобожденного» от быта, друзей, привязанностей, денежной зависимости, службы. В этом рассказе автор соединяет событие-факт и историю. Событие — знакомство с Лидией Ротштейн, необыкновенной молодой женщиной. История — актуализация, продолжение в современности древнего мифа о первой женщине, Лилит. Гостья представляется хозяину: «Меня зовут Лидиею, но мне больше нравится, когда меня называют Лилит» [5, с. 641–42].
1. Захарова Е.В. Художественные особенности поэмы С.А. Есенина «Сельский часослов» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». М., 2012. № 1. С. 102-107.
2. Красильников Р.Л. «Смерть-освободительница»: танатологические мотивы в сборнике рассказов Ф. Сологуба «Земные дети» // Русская литература ХХ-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. М., 2008. C. 141-144;
3. Куличева Е.В. Национально-германский колорит в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». М., 2012. № 1. С. 147-151.
4. Пермякова Н.А. Жанр литературной сказки в творчестве Федора Сологуба // История и теория культуры в вузовском образовании. Новосибирск, 2008. Вып. 4. С. 161-170.
5. Сологуб Ф. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Интелвак, 2001.
6. Червоненко С.М. Повествование о смиренном человеке в современной прозе малых жанров (по рассказам священника Ярослава Шипова) // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». М., 2012. № 5. С. 139-143.
7. Шапир М.И. Символическая заумь Федора Сологуба: между ложью и фантазией // Логический анализ языка: Между ложью и фантазией. М., 2008. С. 14-22.
8. Baer J.T. Schopenhauer und Fedor Sologub // Schopenhauer Jb. Frankfurt a. M., 1988. Bd. 69. S. 511-522.
9. Merrill J. Fedor Sologub´s unofficial dramatic trilogy: composition and intertextual echoes // Slavica gandensia. Gent, 2005. № 32. P. 105-122.