Московский государственный лингвистический университет (Профессор)
Россия
Московский государственный лингвистический университет (Профессор)
Россия
Рассматриваются ценностные предпочтения современных российских студентов на материале опросов в нескольких российских университетов. Было опрошено 250 человек. Информантам были заданы следующие вопросы: Какой недостаток поведения ваши друзья считают самым простительным и самым непростительным? В чем они видят главное достоинство в поведении сверстников? Что в поведении представителей старшего поколения кажется вашим друзьям странным и неприятным? Анализ ответов показал, что оценочные приоритеты студентов в целом соответствуют коммуникативным ценностям русской лингвокультуры (открытость, искренность, доброжелательность) и приоритетам молодежного мировосприятия (эмоциональность, спонтанность, независимость). Вместе с тем видны особенности современного отношения к общению в ответах респондентов: острое неприятие коммуникативного давления и ориентация на выраженное одобрение своего отношения к миру со стороны других людей. В определенной мере эти особенности обусловлены нормами и узусом сетевого общения, которое является ведущим типом личностных интеракций современной молодежи и в котором доминирует выражение взаимных симпатий в виде знаков одобрения. Ценностная картина мира, продвигаемая сетевым дискурсом, представляет собой редуцированное мировосприятие людей, живущих в сконструированной комфортной реальности. К сожалению, многие информанты считают простительным использование обсценных выражений в дружеском общении. Акцентированное выделение тактичности в общении как необходимого условия коммуникации можно объяснить нормами поведения в высшей школе, с одной стороны, и, с другой стороны, гендерной спецификой информантов (среди опрошенных студентовфилологов, как известно, преобладают девушки).
ценность, оценка, языковое сознание, студент, современная русская лингвокультура
1. Абушенко В.Л. Аксиология [Текст] / В.Л. Абушенко // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. — С. 21–23.
2. Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций [Текст] / А.В. Битуева // CREDO. Теоретический журнал. — 2000. — № 21. — С. 40–51.
3. Бояк Т.Н. Духовно-нравственные ценности молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области) [Текст] / Т.Н. Бояк // Социологические исследования. — 2009. № 4. — С. 117–122. EDN: https://elibrary.ru/JZFQPT
4. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е.М. Вольф. — М.: Наука, 1985. — 229 с.
5. Воркачев С.Г. Воплощение смысла: conceptualia selecta [Текст]: монография / С.Г. Воркачев. — Волгоград: Парадигма, 2014. — 331 с.
6. Губман Б.Л. Ценности [Текст] / Б.Л. Губман // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. — СПб.: Университетская книга, 1998. — С. 342–343.
7. Дементьев Б.П. Ценности современного российского общества в контексте специфики российской ментальности [Текст] / Б.П. Дементьев // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2011. — № 6-2. — С. 320–323.
8. Дементьев В.В. Коммуникативные ценности русской культуры: категория персональности в лексике и прагматике [Текст] / В.В. Дементьев. — М.: Глобал ком, 2013. 336 с. EDN: https://elibrary.ru/REHCUT
9. Дементьев В.В. Речежанровые коммуникативные ценности в новых и новейших сферах русской речи [Текст]: монография / В.В. Дементьев. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. — 396 с. EDN: https://elibrary.ru/XEDXFV
10. Дивисенко К.С. Трансформация ценностей молодежи на рубеже веков (на материалах биографических текстов) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социология вчера, сегодня, завтра. Вторые социологические чтения памяти В.Б. Голофаста. — СПб.: Бильбо, 2008. — С. 76–88. EDN: https://elibrary.ru/UAWDEF
11. Дымина Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности [Текст] / Е.В. Дымина // Ценности и смыслы. — 2009. — № 2. — С. 27–37. EDN: https://elibrary.ru/KXXDJB
12. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы философии. — 2011. — № 8. С. 85–97. EDN: https://elibrary.ru/OAMLMP
13. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества [Текст] / Р. Инглхарт // Полис. — 1997. № 4. — С. 6–32. EDN: https://elibrary.ru/ESCOIL
14. Каган М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
15. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. — М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
16. Карасик В.И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы [Текст] / Карасик. — М.: Гнозис, 2019. — 424 с. EDN: https://elibrary.ru/SBJJWJ
17. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации [Текст] / О.И. Карпухин // Социс. — 1998. — № 12. — С. 89–94.
18. Леонтович О.А. Слово и образ в поисках друг друга [Текст]:монография / О.А. Леонтович. — Волгоград: ПринТерраДизайн, 2022. — 252 с. EDN: https://elibrary.ru/OVMZPB
19. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. С. 13–25.
20. Максимов С.В. Ценностные ориентации современной российской студенческой молодежи (социально-философские
21. Микешина Л.А. Современное развитие понятия «ценность» [Текст] / Л.А. Микешина // Ценности и смыслы. — 2009. № 1. — С. 6–17. EDN: https://elibrary.ru/KVJGFN
22. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений [Текст] / А.В. Петров // Социологические исследования. — 2008. — № 2. C. 83–90. EDN: https://elibrary.ru/IPWMHF
23. Пищальникова В.А. Базовые ценности: методологические проблемы психолингвистического исследования [Текст] / В.А. Пищальникова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. — № 3. — С. 20–35. EDN: https://elibrary.ru/ZUISJE
24. Сагатовский В.Н. Ценности и духовность [Текст] / В.Н. Сагатовский // Философия в духовной жизни общества (материалы Первого российского философского конгресса). — Т. 1. — СПб., 1997. — С. 124–127.
25. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи [Текст] / В.Е. Семенов // Социологические исследования. — 2007. — № 4. С. 37–43. EDN: https://elibrary.ru/HZPYFD
26. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты [Текст]: монография / Г.Г. Слышкин. — Волгоград: Перемена, 2004. — 340 с. EDN: https://elibrary.ru/QRPAAV
27. Смирнов Л.М. Базовые ценности и «антиценности» современных россиян [Текст] / Л.М. Смирнов // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — С. 16–26.
28. Смирнов Л.М. Динамика и стабильность: ценностные выборы россиян [Текст] / Л.М. Смирнов // Историческая психология и социология истории. — 2014. — № 2. С. 80–92. EDN: https://elibrary.ru/TEWPIV
29. Соколов А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества [Текст] / А.В. Соколов, И.О. Щербакова // Социс. — 2003. — № 1. — С. 115–123. EDN: https://elibrary.ru/OOMWZH
30. Тарасов Е.Ф. Общечеловеческие ценности в рамках триангуляционного подхода [Текст] / Е.Ф. Тарасов, В.А. Ильина // Лингвокультурные ценности в полиэтничном обществе: колл. монография / отв. ред. В.И. Карасик, Е.А. Журавлёва. — Волгоград: Парадигма, 2015. — С. 27–43.
31. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973. 438 p.
32. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social Psychology. 1992, vol. 25, pp. 1–65.
33. Williams R.M. Change and stability in values and value systems: a Sociological Perspective // Understanding Human Values: Individual and Societal / Ed. by M. Rokeach. New York: The Free Press, 1979, pp. 15–46.