с 01.01.2015 по настоящее время
Елец, Липецкая область, Россия
УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
УДК 811.161.1 Русский язык
Введение. Актуальность изучения вербального компонента тревел-медиатекстов обусловлена развитием новых форм коммуникации в современном информационном обществе; популяризацией тревел-журналистики; динамикой языковых изменений под влиянием процессов цифровизации и медиатизации; малоизученностью языковых средств организации тревел-медиатекста на разных уровнях. Цель статьи – описать специфику функционирования безличных предложений с модальными модификаторами в современных тревел-медиатекстах. Источники, материал и методы исследования. Источники исследования: 169 тревел-медиатекстов, реализующих коммуникативный сценарий «путешествие по территории» и размещенных на интернет-порталах «Вояж», «Russian Traveler» и «Отдых в России». Материал исследования: авторская картотека примеров, включающая 257 безличных предложений с модальными операторами. Методы сбора и исследования языкового материала: сплошная выборка, описательно-аналитический, функционально-семантический, контекстного и количественного анализов. Результаты. Установлено, что безличные предложения с модальными модификаторами выступают заметной частью синтаксического «ландшафта» медиатекстов-«инструкций» и «дестинационных» медиатекстов. В них используется ограниченный круг модальных операторов, реализующих в контекстах разные субмодусы общих значений возможности/невозможности и необходимости, а также инфинитивов, входящих в определенные лексико-семантические подгруппы глаголов (глаголы движения, потребления пищи, приобретения и др.). Отмечена активность расчлененных структур с постпозитивным положением модального модификатора. Научная новизна работы заключается в выявлении специфики функционирования рассматриваемых структур, обусловленной коммуникативным сценарием тревел-медиатекстов, их коммуникативными тактиками и установками. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при комплексном анализе тревел-медиатекстов в рамках вузовских курсов «Медиалингвистика», «Теория языковых единиц и практика речи», «Коммуникативная лингвистика» и др.
массовая коммуникация, тревел-медиатекст, синтаксис, безличное предложение, модальный оператор, субмодус
1. Барышева С.Ф. Лексико-грамматические маркеры разговорности в неофициальном сегменте интернет-коммуникации (на примере блогосферы) [Текст] / С.Ф. Барышева // Мир русского слова. – 2017. – № 4. – С. 33–38. DOI: https://doi.org/10.21303/2504-5695.2017.00420; EDN: https://elibrary.ru/YMGSIQ
2. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты [Текст] / А. Вежбицкая. – М.: Языки славянских культур, 2011. – 568 с. EDN: https://elibrary.ru/QWKZVZ
3. Гончарова Л.М. Инкультурация как аксиологический эффект тревел-текстов [Текст] / Л.М. Гончарова // Современная российская аксиосфера: семантика и прагматика идентичности. Сб. статей. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020. – С. 218–224. EDN: https://elibrary.ru/XZPLTM
4. Дускаева Л.П. Познавательно-просветительская медиаречь: репрезентация коммуникативного сценария трэвел-медиатекстов [Текст] / Л.П. Дускаева // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. – 2014. – № 26 (197). – Вып. 24. – С. 85–92.
5. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса [Текст] / Г.А. Золотова. – М.: КомКнига, 2010. – 368 с. EDN: https://elibrary.ru/RTAOVX
6. Каверина О.А. Медиаобраз г. Иркутска в англоязычных трэвел-текстах [Текст] / О.А. Каверина, М.В. Новоселова // Координаты современной урбанистики. Коллективная монография в 2-х тт. Т. 1 / Под ред. И.А. Савченко, Ю.В. Козловой. – М.: ИНФРА-М., 2023. – С. 169–174. EDN: https://elibrary.ru/ESJHDV
7. Казарина В.И. Модификатор можно: субмодусы, условия реализации, временная протяженность [Текст] // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. – Т. 15. – № 3. – С. 54–66. DOI: https://doi.org/10.25205/1818-7935-2017-15-3-54-66; EDN: https://elibrary.ru/WQFLGX
8. Калинин И.В. Концепции изучения трэвел-медиатекста (литературоведческая, маркетинговая и медиалингвистическая) [Текст] / И.В. Калинин // Культурная жизнь Юга России. – 2018. – № 1 (68). – С. 83–87. EDN: https://elibrary.ru/OSCYWT
9. Калинин И.В. Трэвел-медиатекст в современной российской журналистике (на примере глянцевых журналов) [Текст]: дис. …канд. филол. наук: 10.01.10 – журналистика. – СПб.,. 2019. – 516 с. EDN: https://elibrary.ru/IIBWMK
10. Колышкина Т.Б. Коммуникативные способы и средства создания медиаобраза «Ярославль туристический» [Текст] / Т.Б. Колышкина, И.В. Шустина // НИР. Современная коммуникативистика. – 2022. – № 4. – С. 66–74. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-4-66-74; EDN: https://elibrary.ru/NWRWGZ
11. Корнилова Е.Е. Функции текстов туристских СМИ: просвещение, убеждение, продвижение, развлечение [Текст] / Е.Е. Корнилова, А.А. Ревенко // Вестник МГЭИ. – 2018. – № 4. – С. 145–148. EDN: https://elibrary.ru/YWLUTR
12. Ляпун С.В. Образ Востока в тревел-текстах российских средств массовой коммуникации [Текст] / С.В. Ляпун // Вестник АГУ. – 2019. – Вып. 3 (242). – С. 32–36.
13. Рамантова О.В. Особенности языковой репрезентации «осознанного путешествия» в англоязычном трэвел-дискурсе [Текст] / О.В. Рамантова // Казанская наука. – 2020. – № 8. – С. 42–48. EDN: https://elibrary.ru/BVHGPE
14. Редькина Т.Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел-тексте [Текст] / Т.Ю. Редькина // Вестник СПбГУ. Сер. 9. – 2011. – Вып. 4. – С. 210–218.
15. Скрябина Е.Ю. Лингвокогнитивное моделирование метафоры в дискурсе туризма (на материале русского и немецкого языков) [Текст]: автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.02.19 – теория языка. – Пермь, 2021. – 20 с.
16. Шмелева Т.В. Изъяснительная конструкция в языке медиа [Текст] / Т.В. Шмелева // Медиалингвистика. – 2020. – № 7 (4). – С. 384–395. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.401; EDN: https://elibrary.ru/JMVBPF
17. Francesconi S. Reading tourism texts: a multimodal analysis (tourism and cultural change) [Текст] / S. Francesconi. – Bristol: Channel View Publications, 2014. – 184 p.
18. Nykytchenko K. Nonce words in Mass Media discourse (a case study of travel journalism innovations) [Текст] / K. Nykytchenko // Communication Today. – 2019. – № 1. – Pp. 62– 75. EDN: https://elibrary.ru/PIZDVT
19. Вояж [Электронный ресурс]. URL: https://voyage-magazine.ru (дата обращения: 14.05.2024).
20. Отдых в России [Электронный ресурс]. URL: https://rustur.ru (дата обращения: 25.08.2024).
21. Russian Traveler [Электронный ресурс]. URL: https://rtraveler.ru (дата обращения: 05.10.2024).



