Россия
Академия "Российсские автомобильные дилеры" (директор)
Россия
Сегодня рынок образовательных услуг претерпевает серьезные изменения, это в полной мере относится как к программам высшего или среднего профессионального образования, так и к программам дополнительного профессионального образования. Природа этого кроется в первую очередь в активном внедрении в реальный сектор экономики профессиональных стандартов. В них все чаще, начиная с четвертого уровня квалификации, требуется выполнение достаточно большого и широкого круга трудовых функций, ранее не входивших в профессиональные задачи этих работников. Например, согласно утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2024 г. № 170н профессиональному стандарту 31.004 «Специалист по техническому обслуживанию и ремонту мехатронных систем автотранспортных средств и их компонентов в автомобилестроении» вступившему в силу с 1 сентября 2024 г. и действующему до 1 сентября 2030 г., к обязанностям чисто технического, казалось бы, персонала была добавлена обобщенная трудовая функция: «Взаимодействие с потребителями в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов в автомобилестроении». В связи с этим в статье предпринимается попытка выделить обобщенные подходы к процессу построения клиентоориентированных образовательных программ и проанализировать динамику их востребованности на рынке образовательных услуг. Ведь сегодня необходимо понимать, что конкурентоспособность такого специфического продукта во многом зависит от способности удовлетворить целевые потребности обучающегося, с точки зрения достижения конкретного и понятного для него результата. Ведь в приведенном примере от сотрудника требуется абсолютно конкретная способность – в случае необходимости грамотно построить и реализовать процесс взаимодействия с клиентом, возможно, даже и в крайне не простой, можно сказать, стрессовой ситуации.
клиентоориентированный подход, клиент, слушатель, профессиональные стандарты, дополнительное профессиональное образование, конкурентоспособность, гибкий модульный подход, система независимой оценки квалификаций, федеральные государственные образовательные стандарты, профессионально-общественная аккредитация
1. Каждый второй россиянин планирует пройти обучение без помощи работодателя. Исследовательский центр портала Superjob.ru. https://www.superjob.ru/research/articles/113546/kazhdyj-vtoroj-rossiyanin-planiruet-projti-obuchenie-bez-pomoschi-rabotodatelya/
2. Каракозов С. Д., Петров Д. А., Худжина М. В. Проектирование образовательных программ подготовки IT-специалистов на основе требований работодателей //Информатика и образование. – 2017. – № 9. – С. 41–45. EDN: https://elibrary.ru/ZRNNKL
3. Каракозов С.Д., Петров Д.А., Худжина М.В. Проектирование основных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС высшего образования в соответствие с профессиональными стандартами. Преподаватель XXI век. – 2015. – № 2-1. – С. 9–23. EDN: https://elibrary.ru/UAXKJR
4. Каракозов С.Д., Худжина М.В., Петров Д.А. Проектирование содержания профессиональных компетенций образовательного стандарта ИТ-специалиста на основе требований профессиональных стандартов и работодателей. Информатика и образование. – 2019. – № 7 (306). – С. 7–16. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-7-7-16; EDN: https://elibrary.ru/EDNOIX
5. Каракозов С.Д., Шаронов М.А., Тимохин Д.В., Кожухов С.В. Приоритетные направления развития федеральных государственных образовательных стандартов по укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Сервис и туризм» в условиях цифровизации. Педагогическая информатика. – 2024. – № 2. – С. 296–312. EDN: https://elibrary.ru/NNUSUB
6. Кожухов С.В., Шаронова О.В., Шаронов М.А. Профессионально-общественная аккредитация как инструмент взаимодействия сферы высшего образования и работодателей // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2024. – Т. 12. – № 2. – С. 37–42. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-1740-2024-12-2-37-42; EDN: https://elibrary.ru/TQQSQL
7. По мнению россиян, удачная переквалификация — когда есть, куда развиваться. Исследовательский центр портала Superjob.ru. https://www.superjob.ru/research/articles/114820/po-mneniyu-rossiyan/
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 г. № 580 «О разработке и утверждении профессиональных стандартов» http://government.ru/docs/all/147144/ (дата обращения 04.08.2023).
9. Система подготовки кадров: точки роста. Выпуск 4. – М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2020. – 242 с.: ил. ISBN 978-5-907286-35-1.
10. Шаронов М.А., Герасимова Г.И., Илюхина Г.И. Сервисная деятельность: Учебник для СПО// под общей редакцией Шаронова М.А. – М.: КНОРУС, 2020.
11. Шаронов М.А., Шаронова В.П. Тенденции формирования новых услуг с учетом фактора персонификации. В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономики, управления и кооперации. международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников, докторантов и аспирантов вузов по итогам научно-исследовательской работы в 2015 году. Российский университет кооперации. – 2016. – С. 38–42. EDN: https://elibrary.ru/WEIYUB
12. Sharonov M.A., Sharonova O.V., Sharonova V.P. Eulerian circles (venn diagrams) as model for modern economy education on the basis of Russian professional standards. В сборнике: Journal of Physics: Conference Series 996 (2018) 012022. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/996/1/012022; EDN: https://elibrary.ru/UXUUOB