В статье рассматривается духовно-нравственное развитие руководителя как основа управления социальной организацией. В ней раскрываются важные составляющие научной школы духовно-ориентированного подхода к управлению профессора В.Ф. Уколова и профессора И.К. Быстрякова и формулируются базовые основания философии русского управления.
духовность в управлении, мировоззрение, православная хозяйственная этика, нравственные принципы, передача нравственного знания, философская православная этика, хранитель православной культуры, мораль, природные основы морали, социальные основы морали, функции православной морали, принципы православной трудовой этики, корпоративная этика, защитная функция православной этики, социальное управление.
Духовно ориентированный подход к управлению социальной организацией, затрагивающий вопросы этики, морали, нравственности, включая такие новомодные явления, как эстетика и постмодернизм, отражают одно из направлений научной школы профессора В.Ф. Уколова и профессора И.К. Быстрякова. Данное направление развивает и укрепляет базовые основания философии русского управления, адаптируя ее инструменты к современным условиям жизнедеятельности.
Смыслом жизни человеческого существа, осознающего единство со всем миром, является духовное развитие и совершенствование. В процессе своего развития и совершенствования и прежде всего духовно-нравственного (морального) развития и совершенствования, человек делает мир более человечным. Мораль и нравственность — два родственных понятия в русском языке, слова-синонимы. Мораль — это правила нравственности, совокупность ценностей добра, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Для каждого человека мораль одновременно служит способом освоения реальной и виртуальной действительности через противоположность добра и зла.
Американский психолог Лоренс Колберг утверждает, что уровень нравственного развития определяется не объемом познавательного научения, но качественно разными способами мышления относительно добра и зла. Согласно его исследованиям могут быть выделены следующие основные стадии нравственного развития человека.
Стадия 1. «Наказание и ориентация на послушание» соответствует эгоцентрической позиции. Человек строит свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия и считается с мнением любого, кто сильнее его. Правила на этой стадии выполняются для того, чтобы избежать наказания со стороны олицетворяющих власть. Находящиеся на этой стадии не проводят разграничение между собственным восприятием и тем, как воспринимают происходящее располагающие властью.
1. Практическая психология для менеджеров. - М.: Филинъ. - 1997. - С. 282-283.
2. Теория управления социальными процессами. Материалы к парламентским слушаниям: «Проблемы региональной безопасности в Российской Федерации. Практический опыт и задачи совершенствования законодательства. 28 ноября 2000 г. Часть II (Методологические рекомендации по управлению социальными процессами). - М., 2000. - С. 13.
3. Платонов О. Русская цивилизация. - М.: Мысль, 1995. - С. 95.
4. Булгаков С.Н. Православие. - Киев, 1991. - С. 212.
5. Ветхий Завет. Вторая книга Моисея «Исход». - Гл. 20. 20.3-20.17; Пятая книга Моисея «Второзаконие». - Гл. 4. 4.13, 5. 5.7-5.21.
6. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. - М.: Экономика, 2011. - С. 234-235.