Россия
В статье рассматривается проблема обеспечения устойчивости судна на якоре в условиях сильного течения, что является одной из ключевых задач в судовождении. Разработан метод расчета безопасной скорости движения воды относительно судна, основанный на комплексном учете гидродинамических, аэродинамических и грунтовых факторов. В работе представлена математическая модель, описывающая взаимодействие сил, действующих на систему «судно-якорь», с учетом особенностей течения, ветра и характеристик якорного оборудования. Методика апробирована на реальных сценариях для судов разного типа и тоннажа, результаты сравниваются с данными практических наблюдений и альтернативных методов. Выявлены критические параметры, оказывающие наибольшее влияние на устойчивость якорной стоянки, такие как длина якорной цепи, тип грунта и направление внешних воздействий. Полученные результаты подтверждают высокую точность предложенного метода и его эффективность в обеспечении безопасности судоходства.
безопасная скорость, якорная стоянка, сильное течение, удерживающая сила якоря, гидродинамическая нагрузка, аэродинамическая нагрузка, тип грунта, устойчивость судна
1. Войтенко, С. Н. Теория и практика якорного оборудования судов. — М.: Транспорт, 2008. — 215 с.
2. Гордийчук, А. А., Кузнецов, И. В. Основы теории и расчетов якорных систем для морских судов // Труды Российской академии морского транспорта. — 2019. — № 3. — С. 12–22.
3. Lewandowski, E. Maritime Hydrodynamics. — Gdansk: Gdańsk University of Technology, 2018. — 320 p.
4. Choo, Y. S., Koo, W. Analysis of anchor systems under dynamic loading conditions // Journal of Offshore Mechanics and Arctic Engineering. — 2020. — Vol. 142, No. 6. — pp. 061704-1–061704-9.
5. Bhattacharyya, R. Dynamics of Marine Vehicles. — New York: Wiley, 2013. — 480 p.
6. Устюгов, Е. В., Захаров, Л. В. Устойчивость судов на якоре: влияние гидрометеорологических условий // Морской вестник. — 2021. — № 4. — С. 34–45.