ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается использование цифровых средств в соответствии с дидактическими задачами развития исследовательского потенциала старшеклассников. Их осуществление подчинено идеям субъективности и субъектности, отражающим единый процесс развития личности обучаемого. Идея субъективности реализуется, если цифровые средства помогают школьнику сделать осознанный заказ на собственное движение в образовании, связанный с культурой выбора и соорганизацией различных образовательных предложений для собственной образовательной программы. Идея субъектности подразумевает приобретение школьником с помощью цифровых ресурсов и технологий опыта интеллектуальной самоорганизации, позволяющего ему переходить на более высокие ступени активности и самостоятельности. Оценку исследовательского потенциала с помощью цифровых средств предложено осуществлять на уровне прошлого – как общий ресурс природных и приобретенных в процессе становления личности исследовательских качеств, который обеспечивает их дальнейшее развитие; на уровне настоящего – как исследовательские качества, которые востребованы в конкретной культуротворческой ситуации; на уровне будущего – как «зону ближайшего развития», как исследовательские качества, которые в силу ряда причин оказались или оказываются неиспользованными и которые получат развитие в будущем при осуществлении познавательной деятельности. Автор представляет педагогические характеристики цифровых инструментов, служащих для оценки динамики развития исследовательских качеств личности с позиций культурогенеза, для характеристики проявлений эмоционального и когнитивного компонентов познавательной деятельности; для обеспечения осмысления старшеклассниками самодвижения в условиях получения новых знаний.

Ключевые слова:
старшеклассники, электронные средства, исследовательский потенциал, творческое саморазвитие, субъективность, субъектность, учебные задания.
Текст

Современные цифровые технологии все чаще используются для обеспечения механизма оперативной передачи сообщений в условиях учебного поиска для возникновения исследовательского форума, разработки электронных форм с целью проектирования старшеклассниками индивидуальных маршрутов саморазвития, использования электронных учебных курсов с внешней и внутренней гипертекстовой организацией учебного материала, веб-квестов, подготовки и реализации учебного исследования с помощью программных комплексов, осуществления оперативного доступа к исследованию процессов в удобное время. Однако внедрение в практику обучения современных средств информационно-коммуникационных технологий требует осмысления способов их использования в решении различных дидактических задач.

При переходе к новым образовательным стандартам развитие исследовательских качеств личности старшеклассников в условиях профильного обучения становится одной из приоритетных задач. Актуально осмысление возможностей цифровых средств для обеспечения информационно-коммуникационного сопровождения развития исследовательского потенциала личности в процессе обучения.

Исследовательский потенциал старшеклассника мы рассматриваем как:

  • интегративное личностное образование, включающее совокупность образовательных научно-мировоззренческих ценностей, приобретенных в процессе учения и используемых для получения новых знаний;
  • способ исследовательской деятельности; 
  • проявление творчества в исследовании (познании);
  • специфический способ саморазвития сущностных сил, социализации и самоопределения.

Как интегративная характеристика личности старшеклассника исследовательский потенциал представляет собой динамичный ресурс, включающий единство развитых природных задатков (интеллекта, сензитивности к новизне ситуации, исследовательской активности, коммуникативности), ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, умений использовать научные методы познания окружающего мира, который в разной мере актуализируется в виде диапазона и величины проявлений старшеклассником себя в качестве исследователя в ходе целенаправленного получения им результатов познания (понимания себя, других людей, мира) и обеспечивает эффективную перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческую продуктивность, личностное самоопределение и творческое саморазвитие.

Список литературы

1. Исаев И.Ф. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассника в профильном обучении / И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 236 с.

2. Бордовская Н.В. Методологический статус понятия «исследовательский потенциал студента» / Н.В. Бордовская // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - №2 (26). - С. 99-120.

3. Исаева Н.И. Психологические механизмы развития научного потенциала личности в контексте культуротворческой модели / Н.И. Исаева. - Сборник материалов международной научно-практической молодежной конференции «Научный потенциал личности: концептуальные основания и технологический контекст» / отв. ред. Исаев И.Ф., Белозерцев Е.П. (Белгород, 29-30 марта). - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011. - С. 14-21.

4. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации / Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. - № 1 (15). - Режим доступа: http://psystudy.ru

5. Макотрова Г.В. Психологические условия информационно-коммуникационного сопровождения творческого саморазвития старшеклассников / Г.В. Макотрова, Т.В. Петрунова // Развитие одаренности в современной образовательной среде: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с межд. участием, Белгород, 2 октября 2012 г. в 2 ч. - Белгород: ГиК, 2012. - Ч. I . - С.110-114.

6. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику / Т.М. Ковалева // Педагогика. - №5. - 2013. - С. 51-56.

7. Cеливёрстова Е.Н. Концептуализация научных представлений о развивающей функции обучения: на пути к неклассической дидактике/ Е.Н. Cеливёрстова // Основные тенденции развития дидактики: инновационный потенциал дидактического знания: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.-Ярославль: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - С.75-83.

8. Макотрова Г.В. Сеть Интернет ученику-исследователю: учеб. пособие / Г.В. Макотрова, Е.Н. Кролевецкая. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 184 с.

9. Макотрова Г.В. Сеть Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / Г.В. Макотрова. - Белгород: ЛитКараВан, 2010. - 276 с.

10. Граничина О.А. Технология оценки потенциала исследовательской компетенции поступающих в магистратуру/ О.А. Граничина, С.А. Езопова // Герценовские чтения. Начальное образование. - Т.1. - 2010. - С. 305-312.

11. Мильман В.Э. Методика диагностики исследовательского потенциала / В.Э. Мильман. - Режим доступа: http://vsetesti.ru/450/

12. Шестернева Н.Н. Педагогическая диагностика исследовательского потенциала учащихся: экспериментальный опыт в архитектурном образовании / Н.Н. Шестернева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 5 (84). - С. 135-140.

13. Макотрова Г.В. Портфель достижений старшеклассника: учеб. пособие / Г.В. Макотрова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. - 111 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?