Россия
Россия
Объект исследования – русский язык как средство делового общения в ситуациях, тематически связанных с формированием финансовой коммуникации, в аспекте преподавания русского языка как иностранного. Цель исследования – описать особенности лексико-грамматических и синтаксических средств русского языка как части предполагаемого делового дискурса иностранных слушателей довузовской подготовки, чей уровень владения русским языком соответствует программным требованиям сертификационных уровней: элементарного, (ЭУ), базового (ТБУ/А-2) и первого сертификационного уровня (ТРКИ-1/В-1). Результаты исследования вносят вклад в развитие методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в специальных целях на начальном и продвинутом этапах обучения РКИ (на материале публицистических текстов экономической направленности), демонстрируют практико-ориентированную направленность всего курса русского языка, успешное овладение которым позволяет инофонам овладеть чужим для них языком как средством межкультурного и делового общения. Отражение финансовой части экономического дискурса в учебных программах и материалах позволяет расширить словарный запас иностранцев как в аспекте освоения финансовой терминологии, так и в освоении общеупотребительной лексики, а также сформировать у иностранных учащихся образ России как финансовой державы с первых дней своего пребывания в нашей стране. Обращение к темам экономической направленности и аутентичным материалам на первых этапах обучения языку в иностранной аудитории способствует устойчивому интересу слушателей к изучению языка как реальному средству коммуникации.
русский язык как иностранный (РКИ), языковая компетенция, финансовая грамотность, деньги, банк, банковская карта, финансовое мошенничество, лексико-грамматический минимум, межкультурная коммуникация, культурологическая компетенция, аутентичные материалы
1. Белякова О. В. Средства языковой репрезентации англоязычного лингвокультурного сценария «Посещение банка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-yazykovoy-reprezentatsii-angloyazychnogo-lingvokulturnogo-stsenariya-poseschenie-banka/viewer. (дата обращения: 01.02.2025).
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – 4е изд., перераб. и доп.– М.: Рус.яз. – 1990.– 246 с.
3. Гарнов А.П. Основы финансовой грамотности: учебное пособие / Москва: ИНФРА-М, 2024. – 211 с. – (Высшее образование). – DOIhttps://doi.org/10.12737/2104862. ISBN 978-5-16-019293-2 (print) с. 4-5.
4. Государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному. Общее владение. –. М.-СПб: Златоуст. –. 1999-2006.
5. Калинникова М. В., Малинский И. Г., Минин А. А. Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-vhozhdeniya-inostrannyh-studentov-v-obrazovatelnuyu-sredu-vuzov-rossii-na-primere-saratovskogo-natsionalnogo (дата обращения: 21.02.2025).
6. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов иностранцев-нефилологов. – М. Русский язык. –1983. – 170 с.
7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. –М.: Русский язык –1989. –. 276 с.
8. Рагульская Г.В., Круглова О.В. Говорим об экономике по-русски, Книга для студента. – М.: Ред. Изд. Совет МОЦ МГ. – 2001 – 175 с.
9. Разумова Н.М. Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности «Азбука финансов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/11/02/metodicheskaya-razrabotka-tsikla-zanyatiy-po-finansovoy-gramotnosti (дата обращения: 11.02.2025).
10. Тихонович В.С., Андреева Л.С. Обучение иностранных студентов экономической терминологии на занятиях по русскому языку как иностранному. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1740343607&tld=ru&lang=ru&name=119-124. (дата обращения: 19.02.2025).



