ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность функционирования учетно-контрольных систем в хозяйствующих субъектах аграрного сектора, занимающихся внешнеторговой деятельностью и определение основных направлений совершенствования информационного обеспечения внешнего и внутреннего аудита экспортных операций обусловлена необходимостью текущего (оперативного) и стратегического контроля выполнения поставленных целей менеджментом компании, что обеспечивает эффективность бизнеса отдельного хозяйствующего субъекта и экономическую безопасность региона в целом. Россия, является лидером по экспорту зерна в мире, при этом на Краснодарский край приходится 39% экспортируемой зерновой продукции, что свидетельствует о значимости внешнеторговых сделок, осуществляемых аграриями региона. SWOT-анализ развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сельского хозяйства Краснодарского края показал необходимость непрерывного мониторинга микро и макрорисков хозяйствующих субъектов занимающихся экспортной деятельностью, что невозможно без эффективной системы внутреннего контроля, информационное обеспечение которого является залогом качества осуществляемых процедур. Действующая система учета ВЭД не оперативна, что отрицательно влияет на достоверность экономической информации о результатах внешнеторговой деятельности, о движении экспортируемой продукции, расчетов по ней, усложняет управленческие процедуры. Важной составляющей системы внутреннего контроля является информационное поле, в состав которого, в большей части, входит первичная учетная и юридическая документация, сопровождающие сделку. Для организаций-экспортеров зерна важными элементами процесса документирования выступает внешнеторговый контракт, коносамент, инвойс. В результате предложенной схемы документального обмена при экспортных поставках формируется эффективный процесс взаимодействия с органами, регулирующими внешнеторговую деятельность. Модель информационного обеспечения внутреннего контроля, включающая пошаговый алгоритм сбора анализируемой информации при помощи процедур контроля, с последующей систематизацией полученных данных, унифицирует действия специалистов службы внутреннего контроля. Модель легко встраивается в существующую учетно-аналитическую систему экспортеров-аграриев, учитывает возможности применяемых коммуникационных систем, базирующихся на информационных технологиях и методах моделирования.

Ключевые слова:
контроль, аудит, экспортные сделки, коносамент, инвойс, информационное обеспечение аудита
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение. В современных условиях глобализации мировой экономики, все больше отечественных аграрных формирований становятся активными участниками внешнеторговых отношений, экспортируя свою продукцию за рубеж, обеспечивая экономическое развитие Российской Федерации.

На сегодняшний день, среди всех отраслей народного хозяйства, особое внимание заслуживает сельское хозяйство, основной поставщик сырья для производства продуктов питания. За последние десять лет, экономические субъекты сельского хозяйства добились высоких результатов своей деятельности, как по росту финансовых показателей, так и по объему произведенной продукции. Особого внимания заслуживают лидирующие позиции в мировом масштабе, где отечественные сельскохозяйственные производители выделяются в статистике экспорта зерновых. В последние годы Россия постоянно входит в тройку ведущих мировых экспортеров пшеницы. По итогам уборочной компании 2023-2024 гг. поставки составили 55,3 млн т или 26% мирового экспорта. Это еще раз доказывает значимость экспортной деятельности аграрных формирований, функционирование которой сопряжено с необходимостью мониторинга бухгалтерских и налоговых рисков, что возможно при наличии действенной системы внутреннего контроля.

Отмечая рост экспорта сельскохозяйственной продукции, в том числе и зерновых [1, 2], необходимо обратить внимание еще на одну положительную тенденцию – резкое снижение зависимости от импорта товаров в аграрном производстве в результате осуществления эффективной торговой политики, инвестиции в исследования и разработки, развитие инфраструктуры, развитие квалифицированной рабочей силы, диверсификация рынка, экспортное кредитование, внедрение экологически устойчивых практик [3].

Для экономических субъектов, положительная динамика роста экспорта сельскохозяйственной продукции несет в себе повышение роли внутрикорпоративных рисков, которые в первую очередь связаны с финансовым учетом экспортных операций и информацией, которая отражается на основании учетных данных в бухгалтерской, управленческой, налоговой и статистической отчетности. Для государственных структур, где контролируется вопрос о целесообразности бюджетной поддержки сельского хозяйства и экспортной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, также важно понимать итоговый результат деятельности субсидируемых предприятий и их реальный эффект для экономики страны. В этих целях, контролирующим органам власти необходимо владеть достоверной информацией о результатах финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании данных бухгалтерского учета [4].

Действующая система учета не позволят оперативно получить достоверную экономическую информацию о результатах внешнеторговой деятельности, о движении экспортируемой продукции, расчетов по ней, что усложняет управленческие процедуры и требует непрерывного контроля, позволяющего не только анализировать текущую деятельность хозяйствующих субъектов, но и производить оценку выполнения стратегических целей.

Проблемы, стоящие перед специалистами службы внутреннего контроля экспортеров сельскохозяйственной продукции, в том числе и поставщиков зерна, и возникающие в связи с этим риски, заключаются в длительности цикла выполнения контракта, большом количестве нормативно-правовых документов, регламентирующих внешнеторговые сделки, несоблюдение которых влияет на непрерывность деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому, рационально выстроенная модель информационно-аналитического обеспечения внутреннего контроля, позволит осуществлять мониторинг экспортной деятельности, включающей не только юридическое сопровождение сделки, но и операции по движению товара, переводу денежных средств, их конвертации, формированию финансового результата, расчету курсовых разниц и др. Синтез предварительного непрерывного оперативного контроля экспортных операций с последующей оценкой выполнения стратегических целей компании дадут наибольший эффект, чему будет способствовать всеобъемлющее учетно-аналитическое обеспечение, пошаговый алгоритм сбора анализируемой информации при помощи процедур контроля, с последующей систематизацией полученных данных, их документирование и формирование ответных действий на оцененные риски.

Многогранность нормативно-правового регулирования, часто вносимые изменения в бухгалтерское и налоговое законодательство, отсутствие закрепленных законодательством некоторых аспектов учета экспортных операций, все это влияет на формирование достоверной информации учетных данных по внешнеторговым операциям, и как результат, на качество представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Существующая система бухгалтерского учета позволяет получить обобщенную учетно-аналитическую информацию по выполнению внешнеторговых контрактов, движению экспортируемых товаров, произведенных расчетов. В то время, как для управленческих целей, менеджмент компании нуждается в детализации информации в разрезе направлений деятельности, партиям поставки по отдельным покупателям, условиям контрактов, вследствие чего, особую значимость приобретает правильно смоделированная учетно-контрольная система экспортных операций [4].

Обращаясь к научной литературе ряд авторов, рассматривая порядок организации учета внешнеторговой деятельности, отмечают его сложность, которая, по их мнению, связана не только с разнообразием нормативно-правовых актов, регулирующих выполнение контрактных обязательств [5, 6], но и отсутствием детализации учетно-аналитических аспектов, раскрываемых в учетной политике хозяйствующих субъектов [7]. Безусловно, на учетные процессы отражения деятельности по внешнеторговым контрактам существенное влияние оказывают и налоговые риски, которые возникают уже на этапе регистрации сделки, что обусловлено сложностью и витиеватостью налогового законодательства, так как налогообложение ВЭД зависит отконкретного государства с которым заключен контракт, видом сделки и др. [8, 9].

Исследователи также отмечают, что санкционный характер экономических отношений также усложняет учетные процессы из-за волантильности курса валют, принятия особого порядка учета курсовых разниц с 2022 г., что негативно сказывается на финансовом состоянии участников ВЭД [10].

Обращаясь к законодательной базе, можно отметить тонкости разного подхода к понятию «экспортной операции», которые вызваны различными требованиями к регулированию и учету законодательных актов, так:

- в законе федерального уровня о регулировании ВЭД, дефиниция «экспорт» трактуется, как вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе;

- в законе федерального уровня о таможенном регулировании, экспорт – перемещение любым способом товаров за пределы территории РФ в другие государства, члены Таможенного союза (ТС) или на территории, не входящие в единую таможенную территорию ТС;

- ФЗ о валютном регулировании рассматривает экспортные сделки с позиции перевода иностранной валюты нерезидента РФ резиденту РФ;

- с бухгалтерской позиции, это факты хозяйственной жизни, при которых товары, работы и услуги вывозятся за пределы РФ, и предназначены для использования и применения за ее пределами;

- в налоговом законодательстве определено, что экспортом считается реализация товаров, вывезенных с таможенной территории РФ.

Не только законодательство регулирующие порядок осуществления валютного контроля является ключевым при осуществлении экспортных операций, но и важное значение имеют меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Государственное таможенно-тарифное регулирование производится через использование вывозных пошлин, которые в настоящее время регламентированы Таможенным кодексом ЕАЭС и налоговым законодательством.

Меры нетарифного регулирования, выражаются в ведении запретов и ограничений по экспорту продукции, как количественного, так и экономического характера. Основная цель нетарифного регулирования, это комплекс административных, антидемпинговых мер ограничительного и запретительного характера, которые препятствуют вывозу продукции исходя из национальных интересов.

На региональном уровне Краснодарского края, среди финансовых инструментов форсирования экспорта, широко применяются программы поддержки организаций-экспортеров, которые имеют прямое отношение к сельскохозяйственным организациям, а именно региональный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса Краснодарского края», включающий:

- льготное кредитование по ставке до 10% годовых на срок от 1 до 15 лет;

- компенсацию затрат на транспортировку;

- компенсацию затрат на сертификацию продукции АПК;

- компенсацию затрат на строительство мелиоративных сооружений;

- софинансирование участия в международных выставках и деловых миссиях;

- финансирование размещения продукции в павильонах зарубежных стран.

Значительный комплекс нормативно-правовых актов регулирующих внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации оказывает непростое влияние не только на осуществление экспортных операций, но и на порядок ведения учета и формирование информационно-аналитической базы для внутреннего контроля и внешнего аудита, позволяющего локализовать микрориски и своевременно отреагировать на макрориски.

Цель статьи заключается в разработке модели информационно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита экспортных операций, построенной в хронологическом порядке, которая унифицирует действия специалистов службы внутреннего контроля, учитывает возможности применяемых коммуникационных систем.

Условия, материалы и методы. В процессе научных изысканий применялись статистические методы исследования, позволяющие проанализировать развитие рынка экспорта зерна, эффективного функционирования организаций АПК, работающих по внешнеторговым контрактам. В результате монографического и контент-анализа рассмотрены теоретические и практико-ориентированные аспекты функционирования учетно-контрольных систем в хозяйствующих субъектах аграрного сектора, занимающихся внешнеторговой деятельностью и определены основные направления совершенствования информационного обеспечения внешнего и внутреннего аудита экспортных операций.

Интересен подход авторов, по развитию методики таможенного аудита, построенного на основе имитационного моделирования, с использованием OLAP технологий [11]. Более детализировано методика аудита пост-таможенного контроля экспортных операций раскрывается Березюк В.И., при этом акцент делается на «возможность проконтролировать правомерность использования нулевой ставки НДС при экспорте и законность производимых налоговых вычетов по НДС при импорте товара» [12].

Исследователи, формулируя «экспортный аудит», как элемент Регионального экспортного стандарта 2.0, утверждают, что он будет выступать инструментом оценки потенциала экспорта региона, способствовать его развитию, включать анализ и планирование внешнеторговой деятельности региона [13].

Принимая во внимание специфику внешнеэкономической деятельности и, как следствие, высокие предпринимательские риски авторами [14, 15] обосновывается необходимость развития функций внутреннего контроля и проведения инициативного внешнего аудита отчетности хозяйствующих субъектов, осуществляющих ВЭД. Необходимость внешнего аудита аргументируется тем обстоятельством, что «иностранные партнеры, анализируя бухгалтерскую отчетность российских поставщиков и стараясь максимально снизить свои возможные риски, больше доверяют той информации, достоверность которой подтверждена независимым аудитором» [16].

Вопросам аудита процедурного характера, в частности определению уровня существенности [17], порядку документирования [18, 19] посвящен рад работ, рассмотрение которых необходимо для формирования общей картины сбора учетно-аналитической информации, в то время как, детализация планирования внутреннего аудита ВЭД [20, 21], документирования экспортных контрактов [22, 23] конкретизируют этапы проверки и сбор необходимых данных.

Большинство ученых выделяет четыре основные направления аудита внешнеторговых сделок: оценка СВК, в части экспортно-импортных операций; проверка выполнения требований законодательства в области ВЭД; непосредственно оценка организации учетной системы и отражения фактов хозяйственной жизни по выполнению экспортных контрактов; подтверждение достоверности отчетности. Ученые утверждают, что действующая законодательная база не описывает многие специфические моменты отражения внешнеторговых операций, в связи с чем, у аудиторов возникают сложности практического и теоретического характера, связанные с разработкой методики аудиторской проверки в целом и ее отдельных элементов [24, 25].

Несмотря на значимость представленных работ, большинство ученых, раскрывая теоретические и практико-ориентированные аспекты учета, аудита внешнеторговых операций, в большей части исследуют подробно только определенные, узконаправленные вопросы учета и контроля (валютный контроль или налоговые риски по подтверждению 0% НДС), без детальной проработки информационно-аналитического обеспечения внутреннего контроля и аудита внешнеторговых операций.

Результаты и обсуждение.

Для всестороннего понимания преимуществ и недостатков внешнеэкономической деятельности, представим SWOT-анализ ВЭД сельского хозяйства на примере Краснодарского края (табл.).

Таблица– SWOT-анализ развития внешнеэкономической деятельности сельского хозяйства Краснодарского края

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • выгодное географическое расположение
  • благоприятные почвенно-климатические условия
  • развитая транспортная инфраструктура, наличие и широкое использование практически всех видов транспорта
  • рост валовой продукции сельского хозяйства
  • благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура 
  • высокий уровень цифровизации контролирующих органов ВЭД
  • активная работа Торгово-промышленной палаты Краснодарского края
  • развитая система выставочно-ярмарочной деятельности кубанских сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • наличие планов модернизации автодорог и железных дорог
  • сотрудничество в сфере науки и образования
  • высокий уровень износа основных фондов
  • низкий научно-технологический и инноваций уровень развития
  • высокая энерго- и материалоемкость предприятий
  • недостаточность собственных оборотных средств
  • высокая зависимость от цен на энергоносители
  • недостаточная системность в определении приоритетных направлений
  • отсутствие должного опыта международного взаимодействия
  • отсутствие необходимого финансирования мероприятий по охране окружающей среды
  • несовершенство нормативно-правового регулирования  о приграничном сотрудничестве
  • отсутствие четких предписаний законодательной базы по бухгалтерскому и налоговому учету экспортных операций

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

  • полноценная возможность системно использовать инвестиции в аграрный сектор экономики края
  • повышение конкурентоспособности продукции за счет развития инновационных технологий
  • повышение уровня занятости благодаря увеличению объемов производства компаний-экспортеров
  • усиление внешнеэкономических связей в рамках трансграничного сотрудничества
  • расширение границ внешней торговли
  • повышение трудового потенциала в результате миграции трудоспособного населения
  • увеличение числа совместных предприятий с иностранными компаниями, лидерами в отрасли сельского хозяйства
  • реализация комплекса работ по определению экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции
  • повышение государственной поддержки экспортно-ориентированных хозяйств/ компаний
  • вхождение в международные транспортные коридоры для расширения экспортных потоков
  • формирование и продвижение брендовой политики кубанских производителей на внешние рынки
  • развитие региональной системы консультирования предприятий по вопросам ВЭД и ее господдержки
  • риск возникновения природно-климатических, техногенных и экологических катаклизмов
  • возможное банкротство мелких КФХ, предпринимателей из-за невозможности конкурировать с крупными сельскохозяйственными холдингами
  • обострение международной конкуренции
  • рост конкурентных преимуществ у приграничных регионов
  • снижение и обнуление государственной поддержки по ряду направлений поддержки сельского хозяйства/АПК
  • отставание в развитии современных транспортно-логистических систем, что может привести к изменению направления транзитных грузопотоков
  • повышение доли экономических преступлений в результате вывода части прибыли при экспорте в офшорные зоны
  • потеря имеющихся темпов научно-технического и инновационного развития
  • нескоординированность внешнеэкономической политики РФ с международными принципами и политикой иностранных государств-партнеров
  • обострение внешнеполитических конфликтов

 

Информационное обеспечение внутреннего и внешнего контроля аграрных формирований, занимающихся экспортной деятельностью играет ключевую роль в процессе предотвращения рисков и построения алгоритма контрольных мероприятий. Важной составляющей системы внутреннего контроля является информационное поле, исследуемое специалистами на каждой точке входа и выхода данных, получаемых на 90% из первичной учетной документации и документации юридического характера, сопровождающей сделку.

В процессе выполнения экспортных контрактов в общем порядке в России оформляются декларация на товары, требуемые документы, согласно законодательства, по движению сопровождению товаров (например, коносамент, инвойс, упаковочный лист), документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также документы, подтверждающие происхождение товара. У инвойса и упаковочного листа нет единой установленной формы для заполнения.

Учитывая специфику экспорта зерновых, осуществляемых аграрными формированиями Краснодарского края, остановимся на наиболее значимых документах, правильное оформление которых влияет на своевременность подтверждения нулевой ставки НДС, и как следствие на финансовое положение экономического субъекта.

Первичным и основополагающим условием внешнеторговой сделки выступает внешнеторговый контракт. Начальным этапом его заключения выступают предварительные переговоры, которые в международной практике принято называть «трактацией сделки». В случае положительного результата телефонного разговора или электронной переписки, одна из сторон составляет оферту (предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора), и после ее одобрения другой стороной, договор считается заключенным.

Международное законодательство не содержит обязательных предписаний к форме и условиям внешнеторгового контракта, поэтому структура каждого договора индивидуальна. Однако, в целях минимизации рисков, рекомендуется разработать внутрифирменный шаблон контракта, который будет использоваться при заключении сделок с покупателями-импортерами.

Неотъемлемым условием экономической оставляющей внешнеторговой операции является исполнение платежа за поставляемую продукцию (за исключением бартерных поставок), а итоговая его суть заключается в доходности (прибыльности) проводимой сделки.

После внешнеторгового контракта, второй по важности первичный документ при экспорте – это инвойс. Инвойс – это коммерческий документ, применяемый в международной практике, который выписывается (оформляется) продавцом в адрес покупателя при отгрузке товара, продукции, работ, услуг и содержит подробные сведения об объекте сделки.

В научной литературе, когда речь идет об внешнеэкономической деятельности и инвойсе, рассматривают коммерческий инвойс, который выписывается при отгрузке. При этом, многочисленные авторы в экономических трудах описывают инвойс как счет-фактуру, что по-нашему мнению является ошибочным суждением. В целях определения истинного предназначения инвойса, рассмотрим суть и значение документа.

В РФ инвойс заполняют только при международных коммерческих операциях и является обязательным товаросопроводительным документом, при этом отсутствуют требования, как на международном, так и на национальном уровне по его оформлению, но участники экспортных сделок ориентируются на формуляр-образец унифицированного счета, используемого в международной торговле. В соответствии с регламентирующими документами, инвойс должен содержать следующую информацию:

- номер инвойса и дату составления;

- полные реквизиты отправителя и получателя. При пользовании услугами посредника, указываются его реквизиты;

- сведения о контакте;

- полное описание груза;

- страна происхождения товара;

- условие поставки согласно терминам «Инкотермс-2020».

Инвойс выписывается экспортером одновременно с отгрузкой товара и является основанием для оплаты экспортируемого груза, услуги. Заполняется в 5-6 экземплярах, в зависимости от условий поставки, один экземпляр кладется в отправляемый груз.

То есть, главные особенности инвойса, заключаются в следующем:

- оформляется экспортером (поставщиком) и передается импортеру (покупателю);

- заполняется на английском языке;

- указываются подробные характеристики экспортируемого товара;

- является обязательным документом для прохождения таможни (без него перевозимый товар не растаможат);

- служит обоснованием факта реализации;

- копия оригинала передается в обслуживающий банк, в целях валютного контроля;

- входит в перечень обязательных документов для подтверждения 0% НДС, и его даты ведется отсчет 180 дней для подтверждения применения льготы по НДС.

Таким образом, инвойс является важнейшим документом при внешнеторговых поставках и проверяется всеми вышестоящими инстанциями, которые контролирую ВЭД в РФ.

В связи с тем, что основная доля зерновых на экспорт транспортируется через морские терминалы (порты Азовского и Черного моря), то при ее экспорте оформляется коносамент.

Коносамент – товаросопроводительный документ международного образца, используемый в процессе транспортировки груза морским транспортом, подтверждающий заключение договора морской перевозки груза и являющийся распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

Существуют различные виды коносаментов, каждый из которых детализирует особенности приема груза или его выдачи, но в них содержится примерно одна и та же информация. В России регламент заполнения коносамента определен Кодексом торгового мореплавания РФ.

Также, экспорт зерновых сопровождается узкоспециализированными дополнительными документами, такими как:

- фитосанитарный сертификат;

- сертификат, подтверждающий качество продукции;

- декларация, сертификат соответствия.

Указанные специализированные документы необходимы для прохождения таможенного контроля и общеприняты в международной и отечественной практике. Помимо рассмотренного перечня основных первичных документов, при ВЭД увеличивается и количество предоставляемых копий в контролирующие организации: обслуживаемый Банк, Таможенный орган, ФНС, что также увеличивает нагрузку документального оборота. Процесс документального движения при экспортных поставках с контролирующими инстанциями происходит в последовательности, представленной на рис. 1.

 

 

 

 

1. Этап - Заключение экспортного контракта ВЭД

Участники ВЭД:Экспортер, Импортер

2. Этап – Работа с обслуживающим банком

Участники ВЭД:Экспортер

Обслуживающий банк (ОБ)

В обслуживающем банке следует выполнить следующие действия:

1. Учет  контракта (присвоение уникального номера).

2. Предоставить в обслуживающий банк документы:

- справка о подтверждающих документах;

- заявление о снятии контракта с учета.

3. Этап – Документальный обмен с Таможенным органом

Участники ВЭД:Экспортер

Таможенный орган (ТО)

В  Таможенном органе следует выполнить следующие действия:

1. Предоставить таможенную декларацию (в электронном виде), подтверждающую  документацию  (либо ее реестр), являющуюся основанием для формирования декларации на товар.

2.Получить таможенную декларация и товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа.

4. Этап – Подтверждение 0% НДС экспорта в ФНС

Участники ВЭД:Экспортер

Налоговый орган (ФНС)

В ФНС по месту постановки на учет, в течении 180 дней необходимо подтвердить правомерность применения льготы – 0% НДС по экспортной поставке.

Предоставляется пакет документов в соответствии со ст. 165 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 – Схема документального обмена при экспортных поставках в процессе взаимодействия с органами, регулирующими внешнеторговою деятельность

Ключевыми проблемными аспектами документального обмена с органами, контролирующими экспортные сделки, по мнению участников внешнеторговых контрактов, являются: растянутые сроки прохождения таможенных процедур, а также сложности с процедурой подтверждения нулевой ставки НДС. Формируя основные блоки учетно-аналитической информации проверки экспортных операций следует на каждом этапе контроля использовать основные процедуры, применяемые для предотвращения рисков, которые являются идентичными, в случае внутреннего контроля, и, в случае внешнего аудита, при подтверждение достоверности учетных записей. В частности, производится оценка юридического сопровождения сделки, прослеживается движение экспортируемого товара, формирования конечного финансового результата, поступление оплаты от покупателя, производится проверка экспортного НДС, правильность расчета и отражение в учете курсовых разниц, обязательная продажа части валютной выручки. Логично, если учетно-аналитическая система информационного обеспечения контроля и аудита экспортных операций будет строиться в хронологическом порядке от момента заключения внешнеторгового контракта до поступления товара покупателю, получении оплаты и продажи части валютной выручки (рис. 2).

Учетно-аналитическая система экспортных операций

 

Сопроводительная документация

Методы и последовательность действий

Юридические документы

Декларация на товары

Документы, подтверждающие совершение экспортной сделки

Транспортные (перевозочные) документы

Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений

Оценка контрактных условий поставки. Соответствие законодательству

Оценка наличия необходимых сведений о товаре, выбранной таможенной процедуре, согласно ТК ЕАЭС

Оценка соответствия формы и содержания внешнеторгового контракта законодательству

Проверка транспортных документов: подтверждение заключения договора морской перевозки (коносамент)

Проверка коммерческих документов: проверка основания отгрузки товара (инвойс)

Оценка наличия узкоспециализированных дополнительных документов, обязательных при экспортных операциях по продаже зерна(фитосанитарный сертификат, сертификат подтверждающий качество продукции и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2– Модель информационного обеспечения внутреннего контроля и аудита внешнеторговых контрактов по продаже зерна

 

На рисунке систематизированы методы и последовательность действий контролера-аудитора, изучающего внешнеторговые контракты по продаже зерна, представленные в хронологическом порядке от момента заключения сделки до ее завершения с указанием источников информации, что способствует получению достаточных и надлежащих аудиторских доказательств.

Выводы. Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1) российские товаропроизводители зерна занимают лидирующее место по экспортным поставкам, а доля аграриев Краснодарского края, реализующих зерновую продукцию за рубеж составляет порядка 39% от общего объема поставок, что свидетельствует о значимости внешнеторговых контрактов и операций, осуществляемых хозяйствующими субъектами АПК;

2) экспортные операции, оформленные в соответствии с законодательством, подразумевают перемещение продукции, товаров, работ, услуг через таможенную границу РФ на территорию другого государства, без обязательства об обратном ввозе, с использованием валютных расчетов;

3) существующая система учета не позволят в полной мере оперативно получить достоверную экономическую информацию о результатах внешнеторговой деятельности, о движении экспортируемой продукции, расчетов по ней, что усложняет управленческие процедуры и требует непрерывного контроля, позволяющего не только анализировать текущую деятельность хозяйствующих субъектов, но и производить оценку выполнения стратегических целей;

4) уточнен перечень документов по сопровождению экспортных поставок сельскохозяйственных организаций, их значимость, особенности оформления, приоритетность и правильность толкования в экономической литературе;

5) представленная модель информационного обеспечения внутреннего контроля, включающая пошаговый алгоритм сбора анализируемой информации при помощи процедур контроля, с последующей систематизацией полученных данных, обеспечивает информационные потребности и унифицирует действия специалистов службы внутреннего контроля, эффективно решает управленческие проблемы в части своевременного выявления рисков.

Список литературы

1. Фалина Н. В., Алексеенко Л. Д., Шульженко Т. А. Развитие зернового комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности и наращивания экспортного потенциала Российской Федерации // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2023. №106. С. 75-80.

2. Гаспарян С. В., Макарова О. В., Жидков С. А. Оценка экспортного потенциала поставок зерна АПК России на мировой рынок // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2024. Т. 17. № 3(82). С. 222-228.

3. Дятлова А. Ф., Минаков А. В., Клычова Г. С. Импортозамещение в условиях санкций недружественных стран как фактор повышения экономической безопасности государства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2023. Т. 18. № 4(72). С. 143-151.

4. Совершенствование методического обеспечения внутреннего контроля системы управления предприятием / Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, А. Ф. Дятлова [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2023. Т. 18. № 2(70). С. 150-159.

5. Кесян С. В., Кузина А. Ф., Ленкова М. И. Особенности учета экспорта товаров, работ, услуг // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 36(4). С. 286-291.

6. Чуйков А.О. Особенности нормативно-правового регулирования экспортных операций с учетом специфики деятельности компании и применения информационных технологий // Горизонты экономики. 2024. №1 (81). С.61 - 68.

7. Крайнова И. М., Раева Т. В. Экспортные и импортные операции организации: актуальные аспекты учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 12-2(82). С. 17-20.

8. Особенности учетной налоговой политики в перерабатывающих организациях АПК / И. Н. Маслова, И. В. Шамрина, Р. В. Нуждин [и др.] // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2022. Т. 15. № 3(74). С. 173-185.

9. Мальцев А. А., Чичилимов С. В. Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 9. С. 7-24.

10. Ситдикова Л. Ф. Развитие аграрного сектора экономики в условиях влияния внешних факторов // Экономика сельского хозяйства России. 2025. № 2. С. 56-65.

11. Проблемы разработки структурного моделирования таможенного аудита / В. И. Березюк, Ю. В. Щербинина, А. И. Ныйканбаева [и др.] // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6.

12. Березюк В. И. Особенности осуществления пост-таможенного контроля за экспортными операциями // Инновационное развитие экономики. 2019. № 5-2(53). С. 50-53.

13. Парфенова Л. Б., Жиганов Г. В. Методологические и методические основы разработки и использования экспортного аудита на основании Регионального экспортного стандарта 2.0 // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2024. № 2(66). С. 247-257.

14. Сафонова М. Ф., Грибушенкова В. А. Основные направления внутреннего аудита при проверке учета экспортных операций // Бухучет в сельском хозяйстве. 2020. № 6. С. 49-55.

15. Корнеева Т. А., Тимралиева Р. З. Внутренний контроль внешнеэкономической деятельности российских компаний // Экономика и предпринимательство. 2023. № 2(151). С. 675-681.

16. Ганьшина С. Е. Информационная база аудита экспортных операций // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 6(204). С. 34-40.

17. Zhukova A. K., Zhukov A. L. Materiality in Audit of Financial Reporting Party Conducting Accounting of Joint Activity // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21, No. 4. P. 109-118.

18. Safonova M. F., Makarenko S. A., Bershitskiy Y. I. Developing documentation in accordance with international audit standards in Russian practice // Espacios. 2018. Vol. 39, No. 34.

19. Petukh A. V., Safonova M. F., Gribushenkova V. A. Planning of the internal audit of supply chain management in foreign economic activity: Theory and practice (internal audit planning) // International Journal of Supply Chain Management. 2020. Vol. 9, No. 1. P. 756-764.

20. Грибушенкова В. А. Документальное оформление экспортных сделок // Экономика сельского хозяйства России. 2018. №12. С. 108-113.

21. Бурцева К. Ю. Направления повышения эффективности внутреннего контроля бизнес-процессов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2021. Т. 14. № 1(68). С. 151-159.

22. Тарасова Н. А. Особенности аудита экспортно-импортных операций в период действия санкций иностранных государств к Российской Федерации // Аудит. 2022. № 4. С. 50-55.

23. Развитие методического инструментария внутреннего контроля движения запасов / Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, А. С. Хусаинова [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16. № 3(63). С. 135-141. DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-135-141.

24. Совершенствование методического обеспечения внутреннего контроля финансовых результатов / Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, А. С. Клычова [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15. № 4(60). С. 113-120. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-113-120.

25. Развитие методического инструментария внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда / Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, А. С. Хусаинова [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2023. Т. 18. № 3(71). С. 170-179. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2023-170-179.

Войти или Создать
* Забыли пароль?