аспирант
Иркутск, Иркутская область, Россия
Иркутск, Иркутская область, Россия
УДК 331 Труд. Наука о труде. Экономика труда. Организация труда
Рассмотрена проблема управления знаниями в маркетинговых отделах IT-компаний, функционирующих в условиях высокой динамики кадров и быстрого технологического обновления. Отсутствие системного подхода к управлению знаниями приводит к потере информации, снижению качества решений и увеличению времени адаптации новых сотрудников. Новизна статьи заключается в адаптации классических моделей системы управления знаниями к специфике маркетинга в российских IT-компаниях. Цель – разработать и внедрить систему управления знаниями в маркетинговых командах IT-компаний, которая позволит минимизировать потери знаний, ускорить адаптацию новых сотрудников и повысить эффективность рабочих процессов. В работе использовались методы: наблюдение, полуструктурированные интервью, анализ KPI и сотрудников (показатели: срок адаптации, количество ошибок, скорость доступа к информации, удовлетворенность сотрудников информированием), контент-анализ внутренних документов. В маркетинговую команду АО «Испменеджер» (n = 12) внедрена система управления знаниями с комбинированной архитектурой (по проектам / продуктам и отделам) на базе Google Docs. Внедрение сопровождалось обучением сотрудников, регулярной актуализацией базы знаний и интеграцией в процесс адаптации новых специалистов. Эффективность измерялась по показателям адаптации, скорости доступа к информации и удовлетворенности сотрудников информированием. Установлено снижение времени адаптации на 33 %, поиска информации – на 60 %. При этом уровень удовлетворенности вырос на 57 %. Разработанный подход может быть использован другими малыми кросс-функциональными командами в IT-секторе. Также обозначены перспективы автоматизации системы управления знаниями и дальнейших исследований влияния качества документации на результативность сотрудников.
управление знаниями, база знаний, потеря знаний, IT-компания, адаптация сотрудников, эффективность персонала, передача опыта
1. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-бизнес, 2003. 384 с.
2. Wiig K. M. Knowledge management foundations: Thinking about thinking. How people and organizations create, represent and use knowledge. Schema Press: Arlington, 1994, 475.
3. Edvinsson L., Malone M. S. Intellectual capital: Realizing your company’s true value by finding its hidden brainpower. NY: Harper Business, 1997, 240.
4. Dayan R., Heisig P., Matos F. Knowledge management as a factor for the formulation and implementation of organization strategy. Journal of Knowledge Management, 2017, 21(2): 308–329. https://doi.org/10.1108/JKM-02-2016-0068
5. Raafat G. S., Fassil N., Tak M. Knowledge management systems development: Theory and practice. Interdisciplinary Journal of Information, Knowledge, and Management, 2011, 6: 35–72. https://doi.org/10.28945/1361
6. Гаврилова Т. А., Алсуфьев А. И., Кокоулина Л. О. Управление знаниями с российским акцентом: победы и поражения. Инновации. 2017. № 1. С. 59–69. https://elibrary.ru/ylzloj
7. Кузнецов С. В. Технологии управления, основанного на знаниях. Проблемы теории и практики управления. 2004. № 6. 85–89.
8. Яшин С. Н., Солдатова Ю. С. Методика анализа перспектив развития инновационной деятельности предприятия. Финансы и кредит. 2015. № 13. С. 32–43. https://elibrary.ru/tnipgn
9. Дресвянников В. А. Построение системы управления знаниями на предприятии. М.: КноРус, 2006. 344 с. https://elibrary.ru/qrookx
10. Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
11. Фролов Ю. В. Управление знаниями. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2025. 324 с.
12. Управление знаниями в организации, ред. А. И. Уринцова. М.: Юрайт, 2025. 194 с.
13. Dalkir K. Knowledge management in theory and practice. 1st ed. London: Routledge, 2005, 372. https://doi.org/10.4324/9780080547367
14. Choi B., Lee H. An empirical investigation of KM styles and their effect on corporate performance. Information & Management, 2003, 40(5): 403–417. https://doi.org/10.1016/S0378-7206(02)00060-5
15. DeLong D. W. Lost knowledge: Confronting the threat of an aging workforce. NY: Oxford University Press, 2004, 272. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195170979.001.0001
16. Nonaka I., Toyama R., Konno N. SECI, Ba and leadership: A unified model of dynamic knowledge creation. Long Range Planning, 2000, 33(1): 5–34. https://doi.org/10.1016/S0024-6301(99)00115-6
17. Абдикеев Н. М., Киселев А. Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса. М.: ИНФРА-М, 2011. 384 с. https://elibrary.ru/tkjfhj
18. Locke E. A., Latham G. P. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey. American Psychologist, 2002, 57(9): 705–717. https://doi.org/10.1037/0003-066X.57.9.705
19. Zhou Z. Customer knowledge management and its impact on enterprise product innovation performance. Industrial Engineering and Innovation Management, 2022, 5(11): 58–72.
20. Wu I.-L., Hu Y.-P. Open innovation based knowledge management implementation: A mediating role of knowledge management design. Journal of Knowledge Management, 2018, 22(6): 1736–1756. https://doi.org/10.1108/JKM-06-2016-0238
21. Scuotto V., Nespoli C., Palladino R., Safraou I. Building dynamic capabilities for international marketing knowledge management. International Marketing Review, 2022, 39(3): 586–601. https://doi.org/10.1108/IMR-03-2021-0108
22. Guarda T., Augusto M. F., León M., Pérez H., Torres W., Orozco W. Marketing knowledge management model. Proceedings of the International Conference on Information Technology & Systems (ICITS 2018), Santa Elena, 10–12 Jan 2018. Cham: Springer, 2018, 234–241. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73450-7_23
23. Braojos J., Benitez J., Llorens J., Ruiz L. Impact of IT integration on the firm’s knowledge absorption and desorption. Information & Management, 2020, 57(7). https://doi.org/10.1016/j.im.2020.103290
24. Centobelli P., Cerchione R., Oropallo E., Papa A., Palermo S. Digital knowledge management in agile self-tuning organisations: A multiple case study. Journal of Knowledge Management, 2025, 29(1): 222–246. https://doi.org/10.1108/JKM-04-2024-0460
25. Marvi R., Foroudi P., Cuomo M. T. Past, present and future of AI in marketing and knowledge management. Journal of Knowledge Management, 2025, 29(11): 1–31. https://doi.org/10.1108/JKM-07-2023-0634
26. Yeh Y.-J., Lai S.-Q., Ho C.-T. Knowledge management enablers: A case study. Industrial Management & Data Systems, 2006, 106(6): 793–810. https://doi.org/10.1108/02635570610671489
27. Shaik S. A., Batta A., Parayitam S. Knowledge management and resistance to change as moderators in the relationship between change management and job satisfaction. Journal of Organizational Change Management, 2023, 36(6): 1050–1076. https://doi.org/10.1108/JOCM-04-2023-0103
28. Purwadi I. K. B., Sardjono W. Developing strategies to improve organizational readiness for knowledge management system implementation. Journal of System and Management Sciences, 2024, 14(2): 372–384. https://doi.org/10.33168/JSMS.2024.0223
29. Hung S.-Y., Tsai J. C.-A., Lee W.-T., Chau P. Y. K. Knowledge management implementation, business process, and market relationship outcomes: An empirical study. Information Technology & People, 2015, 28(3): 500–528. https://doi.org/10.1108/ITP-12-2013-0209
30. Lambe P. Principles of knowledge auditing: Foundations for knowledge management implementation. Cambridge: MIT Press, 2023. https://doi.org/10.7551/mitpress/14908.001.0001



