ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное образование сталкивается с рядом вызовов, связанных с быстрым развитием технологий и изменением потребностей общества. Важной задачей для педагогов становится не только передача знаний, но и формирование устойчивой мотивации школьников к обучению, особенно в области естественно-научных дисциплин, таких как физика. Несмотря на огромный потенциал этого предмета в развитии логического мышления и способности к решению практических задач, физика часто вызывает у учащихся трудности и снижение интереса к ее изучению. Одной из причин этого является сложность восприятия абстрактных понятий и отсутствие связи с повседневной жизнью. Поэтому актуален поиск новых, более эффективных методов обучения, которые помогут преодолеть эти барьеры и пробудить интерес к предмету. Цифровой образовательный контент (ЦОК) и искусственный интеллект (ИИ) представляет собой одно из перспективных решений, способных изменить подход к обучению и повысить мотивацию учеников. В статье обоснованы и доказаны перспективы применения ИИ как средства мотивации учащихся в обучении физике. Одним из главных преимуществ ИИ является возможность создания персонализированных программ обучения, которые учитывают уровень знаний, темп усвоения материала и интересы учащегося. Это особенно актуально для изучения физики, так как сложные и абстрактные концепции могут быть представлены в доступной и интерактивной форме с использованием виртуальных лабораторий, симуляторов и игр. Подобные технологии не только делают обучение более увлекательным, но и позволяют ученикам лучше усваивать материал, что, в свою очередь, способствует росту их мотивации. Кроме того, современные ИИ-технологии позволяют ввести элементы геймификации в учебный процесс. Использование игровых механик, таких как достижения, уровни и награды, стимулирует школьников к более активному участию в обучении и создает дополнительную внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Ключевые слова:
изучение физики в средней школе, искусственный интеллект как средство обучения, мотивация обучения на уроках физики, цифровой образовательный контент
Список литературы

1. Амиров Р.А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р. А. Амиров, У. М. Билалова // Управленческое консультирование. – 2020. – № 3 (135). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vnedreniyatehnologiyiskusstvennogo-intellekta-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 17.06.2024).

2. Бекиров С.Н. Социально-философские проблемы внедрения в высшее образование искусственного интеллекта и искусственной жизни // Проблемы современного педагогического образования.2022. № 77-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnofilosofskie-problemy-vnedreniya-v-vyssheeobrazovanie-iskusstvennogo-intellekta-i-iskusstvennoy-zhizni (дата обращения: 13.06.2024). EDN: https://elibrary.ru/NQHHCI

3. Бондаренк Е.А. Искусственный интеллект и проблемы медиаобразования // Медиа. Информация. Коммуникация. 2023. Т. 37, № 2. URL: http://mic.org.ru/vyp/37-2/37-2bondarenko.pdf (дата обращения: 19.09.2024).

4. Брызгалина Е.В. ИИ в образовании: социально-философские аспекты/ URL: https://ntinews.ru/blog/publications/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-sotsialno-filosofskieaspekty.html (дата обращения: 13.06.2024).

5. Везетиу Е.В. Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений / Е.В. Визетиу, Н.Б. Ромаева// Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-kak-innovatsionnyyinstrument-vnedreniyasovremennyh-sredstv-obucheniya-v-obrazovatelnyy-protsess-vysshih (дата обращения: 13.06.2024). EDN: https://elibrary.ru/YNVYDY

6. Вешнева И.В. Технологии искусственного интеллекта: классификация, ограничения, перспективы и угрозы // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiiiskusstvennogo-intellekta-klassifikatsiyaogranicheniya-perspektivy-i-ugrozy (дата обращения: 05.06.2024). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-4-428-438; EDN: https://elibrary.ru/XCKAXR

7. Видова Т.А. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе / Т.А. Видова, И.Н. Романова// Образовательные ресурсы и технологии. – 2023. № 1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-tehnologiyiskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 28.05.2024).

8. Вислова А.Д. Современные тенденции развития искусственного интеллекта // Известия КБНЦ РАН. 2020. № 2 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-tendentsiirazvitiya-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 13.06.2024).

9. Глухова И.С. Мотивация к обучению у школьников: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 12-18.

10. Долгая О. И. Искусственный интеллект и обучение в школе: ответ на современные вызовы // Школьные технологии. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyyintellekt-i-obuchenie-v-shkole-otvet-na-sovremennye-vyzovy (дата обращения: 13.06.2024). EDN: https://elibrary.ru/DOPRLH

11. Забежайло, М. И. Об интерпретациях понятия «искусственный интеллект» // Речевые технологии/Speech Technologies. 2022. № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obinterpretatsiyah-ponyatiya-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 27.05.2024).

12. Иванов В.П. Искусственный интеллект в образовательной среде: возможности и вызовы // Вестник современной науки. 2019. № 6. С. 45-53.

13. Иоселиани А.Д. Искусственный интеллект: социально-философское осмысление / А. Д. Иоселиани, Н. В. Цхададзе // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellektsotsialno-filosofskoeosmyslenie (дата обращения: 05.06.2024). EDN: https://elibrary.ru/NGBTRM

14. Колесникова Г.И. Искусственный интеллект: проблемы и перспективы // Видеонаука: сетевой журнал. 2018. № 2 (10). – URL: https://videonauka.ru/ stati/44-novye-tekhnologii/190iskusstvennyj-intellekt-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 19.09.2024).

15. Кобец П.Н. Искусственный интеллект: современные подходы по формированию понятийного аппарата и регулированию правоотношений в рассматриваемой сфере // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 5 (56). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/iskusstvennyy-intellekt-sovremennye-podhody-po-formirovaniyu-ponyatiynogoapparata-iregulirovaniyu-pravootnosheniy-v (дата обращения: 12.06.2024).

16. Кузнецова Е.Н. Адаптивные технологии обучения на основе ИИ: опыт и перспективы // Инновации в образовании. 2021. № 4. С. 60-65.

17. Мазанюк, Е. Ф. Применение искусственного интеллекта в школах РФ: перспективы и неоднозначные последствия // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-iskusstvennogo-intellektavshkolah-rf-perspektivy-i-neodnoznachnye-posledstviya (дата обращения: 13.06.2024). EDN: https://elibrary.ru/EPZSSZ

18. Петрова О. С. Интеллектуальные помощники в обучении: влияние на мотивацию школьников // Образование и общество. 2022. № 3. С. 28-34.

19. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2006. 365 с С. 182

20. Романова А. В. Геймификация в образовательной среде: современные подходы и технологии // Педагогика цифрового века. 2021. № 5. С. 37-43.

21. Садуакасова Р.Р. Применение искусственного интеллекта на уроке физики в школе// // Вестник науки №11 (80) том 2. С. 821 - 826. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/18547 (дата обращения: 24.02.2025 г.) EDN: https://elibrary.ru/OLOABX

22. Титов Р.О., Титова Е.Н. Актуальные проблемы разработки цифрового образовательного контента по физике 7-8-х классов // Журнал педагогических исследований. 2024. Т.9. № 4. С. 42-49 EDN: https://elibrary.ru/DYCXNN

23. Тохиржонова М.Р. Преподавание физики с использованием искусственного интеллекта: инновации в преподавании и обучении //Мировая наука № 7(76) 2023. С. 41-44. EDN: https://elibrary.ru/CVNLWU

24. Фещенко Т.С. Искусственный интеллект в школьном образовании: ключевые аспекты// Педагогическое образование в России. 2024. № 5. С. 141-158. EDN: https://elibrary.ru/UVMSXK

Войти или Создать
* Забыли пароль?