Россия
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Статья посвящена исследованию эмоционального выгорания студентов медицинского вуза в процессе учебной деятельности. Авторы рассматривают проблемы стресса и копингстратегий для преодоления студентами трудностей, связанных со спецификой обучения в медицинском вузе. В исследовании приняли участие 38 студентов третьего курса педиатрического факультета Ярославского государственного медицинского университета. Были использованы следующие методики: диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон), состояния стресса (К. Шрайнер) и копинг-стратегий (Р. Лазарус). Результаты показали, что большинство студентов (57,9%) способны регулировать свои эмоции и справляться со стрессом, однако у 15,8% наблюдаются признаки переутомления и эмоциональной усталости. Наиболее часто используемыми копинг-стратегиями оказались бегство-избегание, дистанцирование и положительная переоценка. В заключение авторы делают вывод о том, что студенты медицинского вуза склонны отрицать проблемы и избегать эмоционального напряжения, что может свидетельствовать и недостаточной адаптации к образовательной среде медицинского вуза.
адаптация, копинг-стратегии, профессиональная идентичность, студенты медицинского вуза, учебная деятельность, эмоциональное выгорание
1. Выпускники 2020 хотят стать врачами и медсестрами. URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-2020-khotyat-stat-vrachami-i-medsestrami (дата обращения: 01.02.2025).
2. Гурьянчик В.Н. Перспективы непрерывного образования в оценках обучающихся медицинского вуза // Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 03–04 июня 2019 года. Санкт-Петербург: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика Павлова И.П., 2019. С. 94-100. EDN: https://elibrary.ru/BBDDFW
3. Макеева Т.В. Мотивация выбора профессии военнослужащего: гендерный аспект // Вопросы общего, высшего и дополнительного образования: Сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием, Ярославль, 04 апреля 2019 года / Под научной редакцией Новикова М.В. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 100-111. EDN: https://elibrary.ru/FTNOAV
4. Мунтян Н.С., Могилевская В.Ю. Мотивация выбора помогающих профессий (на примере будущих педагогов и врачей) // Человеческий потенциал: личность, деятельность, образование: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 16 декабря 2022 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 57-59. EDN: https://elibrary.ru/WLRBHU
5. Нор-Аревян О.А., Мосиенко О.С. Мотивация профессионального выбора и престиж медицинской профессии в оценках российских врачей (на материалах социологического исследования) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 205-211. DOIhttps://doi.org/10.22394/2079-1690-2018-1-3-205-211. EDN: https://elibrary.ru/PGUWMY
6. Престижные профессии: вчера, сегодня завтра? URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/prestizhnye-professii-vchera-segodnja-zavtra (дата обращения: 01.02.2025).
7. Прияткин Д.А. Жизнестойкость студента медицинского вуза как ресурс противостояния трудностям процесса обучения // Высокие технологии и инновации в науке: сборник статей XLVII международной научной конференции, Санкт-Петербург, 12 июля 2023 года. Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. С. 41-42. EDN: https://elibrary.ru/ZAXDFL
8. Ромащенко О.В., Тихомирова Л.Ф. Качество образовательного процесса и психологический профиль личности студентов медицинского вуза // Современные тенденции развития образования: Сборник статей второй международной научно-практической конференции аспирантов и магистрантов, Ярославль, 05–06 апреля 2024 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, 2024. С. 333-338. EDN: https://elibrary.ru/ABPUWA
9. Силина Е.В., Ерохина А.Г., Вехова К.А., Гугуева Е.A., Гуркина А.Д., Круглова М.П., Кабаева Е.Н., Вуколова М.Н., Царегородцев А.В., Ступин В.А., Балкизов З.З., Прощенко Д.А. Проблемы высшего медицинского образования. Мечта сбылась и как учиться? (результаты анкетирования студентов медицинских вузов России) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 4. С. 59–80. DOI: https://doi.org/10.33029/2220- 8453-2024-15-4-59-80. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-4-59-80; EDN: https://elibrary.ru/FVJKQA



