ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу монографии Яновского Леонида Самойловича и Харина Александра Александровича «Химмотологическое обеспечение надежности авиационных газотурбинных двигателей», в которой систематизированы и обобщены результаты проведенных комплексных исследований обеспечения химмотологической надежности авиационных газотурбинных двигателей.

Ключевые слова:
реактивные топлива, авиационный газотурбинный двигатель, химмотологическая надежность.
Текст

В издательстве «ИНФРА-М» вышла из печати монография «Химмотологическое обеспечение надежности авиационных газотурбинных двигателей» Леонида Самойловича и Александра Александровича Харина [15]. В книге рассмотрены вопросы химмотологии, механики и теплофизики как отечественных, так и зарубежных авиационных горючесмазочных материалов в реальных условиях эксплуатации авиационной техники

Тенденция развития авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)   связана с увеличением тепловой нагрузки   на   агрегаты и элементы силовой установки, в том числе на топливную и масляную системы. Поэтому необходимо обеспечить химмотологическую надежность авиационных газотурбинных двигателей. Химмотологическая надежность ГТД  обеспечивается при  проектировании, конструировании и эксплуатации авиационных двигателей с учетом требований, предъявляемым к горюче-смазочным материалам [15].

К основным факторам химмотологической надежности ГТД  относится качество топлив и масел. Значительное влияние  на химмотологическую надежность оказывает термоокислительная стабильность. При нагреве в топливе и маслах появляются твердые агломераты в виде коксоотложений  на стенках. Это приводит к забивке и перегреву топливо-масляных систем, досрочному съему и ремонту агрегатов двигателей. Рост теплонапряженности двигателя не приведет к быстрому появлению новых топлив. Это требует больших затрат и времени.

В научной литературе отсутствуют данные по кинетике и механизму деструкции применяемых реактивных топлив  в условиях топливных систем ГТД. Поэтому исследования по определению предельно допустимых температур  нагрева применяемых   топлив, исследованию и повышению уровня их термоокислительной стабильности  актуальны. 

В литературе приводятся неоднозначные сведения о влиянии одинаковых режимных параметров расхода, давления и температуры топлива  на интенсивность образования коксоотложений в ГТД. Отсутствуют количественные данные о влиянии на образование отложений материала стенок и качества поверхности, концентрации растворенного в топливе кислорода, переменной тепловой нагрузки. Поэтому вышедшее исследование представляется своевременным, поскольку посвящено определению возможности снижения   и подавления   отложений, образовавшихся при нагреве и охлаждении топлив в ГТД.

Полностью подавить образование отложений в реальных условиях эксплуатации не удается. Отложения необходимо периодически удалять. Известны методы удаления кокосотложений органического характера. Однако методы и технологии удаления коксоотложений, образовавшихся в процессе нагрева применяемых топлив при эксплуатации ГТД, в литературе не описаны. Поэтому актуальна представленная в монографии разработка таких методов и технологий.

Актуальность вышедшего исследования повышает направленность на определение возможности уменьшить износ в среде топлив пар топливо-регулирующей аппаратуры (ТРА). На надежность ГТД оказывает износ пар трения ТРА, который определятся  смазывающими свойствами топлив.  На него влияют механические примеси, продукты окисления топлив, а также растворенные в топливах вода и кислород. Данные о воздействии воды и кислорода на фрикционные свойства материалов пар трения ТРА в среде применяемых топлив в  литературе отсутствуют. В научно-технической литературе отсутствуют и математические модели  образования отложений при течении топлив  в различных условиях, характерных для эксплуатации ГТД. Это не позволяет проводить качественный анализ процессов образования отложений, количественно определять влияние геометрических характеристик и режимов работы элементов топливной системы на величину отложений, определить возможность снижения отложений конструктивно-технологическими методами.

В монографии «Химмотологическое обеспечение надежности авиационных газотурбинных двигателей» предложены пути решения многих  задач химмотологического обеспечения надежности авиационных газотурбинных двигателей. Авторы применили  комплексный подход к решению вопросов химмотологического обеспечения надежности ГТД, рассматривая в совокупности вопросы химмотологии, механики и теплофизики авиационных горюче-смазочных материалов (ГСМ) в реальных условиях эксплуатации авиатехники. 

Монография стала результатом многолетних научных работ авторов в области развития и совершенствования авиационных газотурбинных двигателей [1–14]. Перечислим  основные выводы авторов монографии.

  1. «…С приближением структуры потребления нефтепродуктов в нашей стране к структуре потребления в передовых зарубежных странах  будет возрастать необходимость гармонизации отечественных стандартов на реактивные топлива с соответствующими зарубежными спецификациями» [с. 32].
  2. «Необходимо дальнейшее развитие исследовательских работ по поиску термостабильных жидкостей, которые могут быть использованы для создания на их основе высокотемпературных смазочных масел» [с. 58].
  3. «Повышение концентрации растворенной воды в топливах приводит к снижению противоизносных свойств топлив по оценкам на парах трения «сталь–сталь» и «сталь–бронза», используемых в топливорегулирующей аппаратуре, и практически не оказывает влияния на противозадирные свойства топлив» [с. 69].
  4. «…Образование углеродистых отложений в каналах в ряде случаев интенсифицирует процесс теплоотдачи, что, несмотря на увеличение термического сопротивления стенки, повышает эффективность теплообмена в пределах ограниченного времени наработки»[c. 128].
  5. «Разработанная методика расчета образования коксоотложений позволяет проектировать коллекторы основной и форсажной KC ГTД так, чтобы исключить или понизить скорость коксования коллекторов путем контроля и регулирования процесса жидкофазного окисления топлива, что, в свою очередь, позволит повысить ресурс и надежность эксплуатации ГТД» [c. 180].
  6. «Разработан высокоэффективный метод, основанный на возбуждении в канале термоакустических колебаний жидкости сверхкритического давления, обеспечивающий очистку как внутренних, так и внешних поверхностей каналов. Применение метода ограничено прочностью каналов» [c. 200].
  7. «Получены данные по термоокислительной стабильности и другим эксплуатационным свойствам опытных образцов высокотемпературных авиамасел. Выбраны оптимальные опытные композиции авиамасел, обладающие наибольшим уровнем термоокислительной стабильности при сохранении остальных эксплуатационных свойств. Рекомендовано проведение испытаний этих композиций авиамасел в условиях стендовых испытаний ГТД» [c. 251].
  8. «…Проведенные исследования позволили разработать научные основы повышения химмотологической надежности авиационных газотурбинных двигателей и создать научно-технический задел в  создании перспективных высокотемпературных, с высоким ресурсом ГТД, конкурентоспособных на мировом рынке» [c. 251].

Издание монографии одобрили рецензенты: Ф.М. Галимов, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой Казанского Национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева; С.И. Мартыненко, д-р физ.-мат. наук, старший научный сотрудник Государственного научного центра Российской Федерации Центрального института авиационного моторостроения им.  П.И. Баранова.

Монография может представлять интерес для научных работников и инженеров, занимающихся проектированием, исследованием и эксплуатацией силовых и энергетических установок, а также транспортных средств. Книга будет полезна студентам авиационных, технологических, транспортных, энергетических специальностей технических вузов.

Список литературы

1. Буданцев А.В., Завалишин И.В., Харин А.А. Методика формирования технологических решений в процессе создания авиационных двигателей [Текст] // Труды МАИ. 2012. № 56. С. 7.

2. Галкин М.Н., Бойко А.Н., Харин А.А. Метод определения внутренних граничных условий теплообмена в охлаждаемых лопатках газовых турбин [Текст] // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 1978. № 8. С. 77.

3. Харин А.А., Яновский Л.С. Определение скорости удаления коксоотложений в каналах топливных систем газотурбинных двигателей методом выжигания в воздушном потоке [Текст] // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2002. № 1 (1). С. 114-118.

4. Харин А.А., Яновский Л.С. Методика расчета кинетики образования кокса при течении углеводородных теплоносителей [Текст] // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2002. № 1 (1). С. 110-113.

5. Харин А.А., Яновский Л.С., Шевченко И.В. Модель процесса коксообразования в канале при термическом разложении топлива [Текст] // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2002. № 1-2. С. 44.

6. Харин А.А., Шевченко И.В., Яновский Л.С. Возможности и особенности применения альтернативных топлив в авиационных двигателях [Текст] // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2002. № 1. С. 54-56.

7. Яновский Л.С., Байков А.В., Ведешкин Г.К., Харин А.А., Шевченко И.В. Оценка возможностей снижения эмиссии вредных веществ в продуктах сгорания посредством конверсии углеводородного топлива [Текст] // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2003. № 9-10. С. 48-57.

8. Харин А.А., Яновский Л.С., Шевченко И.В. Метод оценки термоокислительной стабильности авиационных масел [Текст] //Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. 2004. № 19. С. 119.

9. Шевченко И.В., Ухов П.А., Харин А.А. Моделирование течения топлива в каналах камер сгорания ГТД [Текст] // Научные труды (Вестник МАТИ). 2007. № 13 (85). С. 106-111.

10. Яновский Л.С., Иванов В.Ф., Харин А.А., Шевченко И.В. Повышение термоокислительной стабильности реактивных топлив для авиационных газотурбинных двигателей [Текст] // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2004. № 1. С. 43-45.

11. Яновский Л.С., Байков А.В., Дубовкин Н.Ф., Харин А.А. Новые топлива и новые возможности гиперзвуковой авиации [Текст] // Конверсия в машиностроении. 2007. № 4-5. С. 68-73.

12. Яновский Л.С., Казаков В.А., Слесарев Ю.Н., Харин А.А. Экспериментальные исследования авиатоплив, получаемых из природного газа и биосырья [Текст] // Труды МАИ. 2012. № 56. С. 9.

13. Яновский Л.С., Михайлов П.Г., Харин А.А. Закономерности образования коксоотложений при термодеструкции авиабиотоплива [Текст] // Труды МАИ. 2012. № 56. С. 11.

14. Яновская М.Л., Харин А.А., Завалишин И.В., Буданцев А.В. Комплекс присадок уменьшающих коксование биотоплив в теплообменниках авиационных двигателей [Текст] // Труды МАИ. 2012. № 56. С. 13.

15. Яновский Л.С., Харин А.А. Химмотологическое обеспечение надежности авиационных газотурбинных двигателей [Текст] / Л.С. Яновский, А.А. Харин. - М.: ИНФРА-М, 2015.

Войти или Создать
* Забыли пароль?