с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены результаты научного исследования, обобщенные в монографии Л.А. Федоськиной «Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе» и направленные на обоснование направлений повышения качества и безопасности продукции, а также фирменного сервиса современной автомобильной компании.
автомобильный бизнес, менеджмент качества, обеспечение безопасности, автопроизводитель, фирменный сервис, сервисно-сбытовая сеть, дилер.
Развитию автомобилестроения как ведущей отрасли машиностроительного комплекса России в последние годы уделяется все большее внимание. Особенно это проявилось в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию, когда российские производители оказались в равных условиях с мировыми лидерами автомобильной отрасли, что потребовало пересмотра их отношения к качеству и безопасности своей продукции с точки зрения самых строгих международных требований.
Достижение высокого уровня современных требований требует пересмотра традиционных подходов российских автопроизводителей к решению вопросов качества и безопасности. В настоящее время, как отмечается в готовящейся к изданию монографии Л.А. Федоськиной «Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе», их решение должно основываться на соблюдении единых стандартов, нацеленных на повышение удовлетворенности конечных потребителей продукции в рамках интегрированного автомобильного бизнеса. Автор рассматривает автомобильный бизнес как «…деятельность автомобильных компаний и их фирменных автотехцентров, осуществляющих продажу и послепродажный технический сервис автомобилей» [1, с. 3].
В ситуации развивающегося кризиса и высокого уровня неопределенности тенденций развития российского автомобильного бизнеса вопросы менеджмента качества и устойчивого развития в последние годы приобретают все большую актуальность для организаций данной сферы на основе современных международных стандартов и содержащихся в них требований. Представляется, что выход в свет монографии Л.А. Федоськиной является высокоактуальным и весьма своевременным. Монография, выступающая итогом предыдущих многочисленных работ автора в области менеджмента качества автомобильной отрасли [2–19], предназначена для научных и практических работников, занимающихся вопросами управления качеством в сфере автомобильного бизнеса. Монография может оказаться также полезной для аспирантов и студентов экономических специальностей, интересующихся современными проблемами менеджмента качества и обеспечения безопасности продукции автомобильных компаний и их фирменного сервиса.
Структуру монографии «Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе» составляют четыре раздела. В первом разделе автором изучается положение автомобильной промышленности в машиностроительном комплексе России, исследуются тенденции изменения и развития отрасли. Особое внимание уделяется рассмотрению современных системы менеджмента качества, безопасности и устойчивого развития, применяемых в автомобилестроении.
По результатам проведенного в данном разделе исследования автором обоснованы следующие принципиальные выводы:
- современное положение автомобильной отрасли отражает общую тенденцию изменения объемов производства всего машиностроительного комплекса; наибольшее влияние кризис оказал на передовые отрасли отечественного машиностроительного, в числе которых оказалось и автомобилестроение, все это требует принятия продуманного комплекса мер по совершенствованию промышленной политики государства [1, с. 15];
- в соответствии с изменяющимися тенденциями в структуре производства легковых автомобилей в пользу увеличения объемов производства иностранных марок в России при условии их реализации на национальном рынке, ужесточении экологических требований к эксплуатируемым автомобилям и реализации программных мероприятий Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г. российский автомобильный парк ждут глубокие перемены по возрастной и марочной структурам [1, с. 26];
- все осуществляемые в настоящее время основные меры поддержки автомобильной отрасли России можно подразделить на несколько крупных блоков, ключевыми из которых можно назвать защиту внутреннего рынка, поддержку платежеспособного спроса на продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, и стабилизацию финансового состояния отечественных автопроизводителей [1, с. 38];
- в отношении предприятий, функционирующих в сфере автомобильного бизнеса, практический интерес может вызвать применение не только широко распространенного отраслевого стандарта ISO/TS 16949, но также и ряда стандартов в области устойчивого развития организации, позволяющих создавать необходимые условия для выполнения требований основного отраслевого стандарта [1, с. 41].
На обозначенных выводах построено дальнейшее исследование автора. Во втором разделе монографии отражены современные подходы к обеспечению конструкционно-технической и экологической безопасности автомобилей с учетом всех этапов их жизненного цикла, включая утилизационный. Отдельно рассмотрены проблемы обеспечения безопасности в условиях вторичного рынка автомобилей и автокомпонентов. Третий раздел посвящен вопросам менеджмента качества в автомобилестроении: подробно рассмотрены подходы к оценке качества автомобилей, применяемые в мировой практике, исследована ретроспектива развития международной стандартизации в области менеджмента качества автомобильной отрасли, представлен анализ рынка и состояния сервисно-сбытовых сетей автомобильных компаний в России. Четвертый раздел монографии отражает исследования автора по проблемам обеспечения современных требований к качеству в системе фирменной сервисно-сбытовой сети автомобильной компании как в процессе продажи, так и в процессе послепродажного обслуживания автомобилей. В этом же разделе обобщены нормативные требования к качеству сервисно-сбытового сопровождения продукции и представлены результаты работы ассоциаций дилеров по поддержанию и повышению качества автомобилей.
В заключение автором справедливо отмечается, что «...сегодня российский автомобильный бизнес оказался в самом центре очередного экономического кризиса. Его восстановление и развитие всецело зависят от прогрессивности применяемых подходов в производственной и управленческой практике в области обеспечения качества и безопасности» [1, с. 243].
В целом монография Л.А. Федоськиной «Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе» отражает современный взгляд на проблемы и перспективные направления обеспечения качества и безопасности как продукции автомобилестроения, так и ее фирменного сервисно-сбытового сопровождения. Автором вполне обоснованно резюмируется, что качество современного автомобиля является комплексным, зависящим от множества разнонаправленных факторов и формирующимся на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. В монографии в систематизированном виде отражены все применяемые в международной практике подходы к формированию, сохранению и поддержанию достигнутого автопроизводителем уровня качества и безопасности продукции.
1. Федоськина Л.А. Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе [Текст]: монография / Л.А. Федоськина. - М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Федоськина Л.А. Управление качеством послепродажного обслуживания автомобилей [Текст]: монография / Л.А. Федоськина. - Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2009.
3. Салимова Т.А. Применение инструментов «бережливого производства» на предприятиях послепродажного сервиса автомобилей [Текст] / Т.А. Салимова, Л.А. Федоськина // Стандарты и качество. - 2011. - № 12. - С. 88-90.
4. Федоськина Л.А. Обеспечение безопасности в автомобилестроении [Текст] / Л.А. Федоськина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 160-165.
5. Федоськина Л.А. Предприятия фирменного автосервиса: назначение и функции сервисной поддержки автомобиля [Текст] / Л.А.Федоськина, Е.Г. Щербакова, С.И. Ирышков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2011. - № 22. - С. 76-82.
6. Федоськина Л.А. Индивидуализация требований потребителей в сбытовой деятельности автопроизводителя: опыт Германии [Текст] / Л.А. Федоськина // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - № 2. - С. 184-188.
7. Федоськина Л.А. Реализация принципов социальной ответственности на предприятиях фирменной сервисно-сбытовой сети автомобильной компании [Текст] / Л.А. Федоськина // Современная экономика: проблемы и решения. - 2011. - № 6 (18). - С. 74-82.
8. Федоськина Л.А. Автомобильная промышленность: роль и место в российском машиностроительном комплексе и его стратегических ориентирах [Текст] / Л.А. Федоськина // Стратегическое и проектное управление: сборник научных статей. - Пермь, 2012. - С. 170-179.
9. Федоськина Л.А. Управление качеством процесса утилизации автомобилей в системе фирменной дилерской сети [Текст] / Л.А. Федоськина // Современные инновации в науке и технике: сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2014. - С. 278-283.
10. Федоськина Л.А. Совершенствование системы планово-оценочных показателей деятельности предприятий фирменного послепродажного сервиса автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» [Текст] / Л.А. Федоськина // Вестник Мордовского университета. - 2007. - Т. 17. - № 1. - С. 258-260.
11. Салимова Т.А., Федоськина Л.А. Особенности формирования фирменной сервисно-сбытовой сети автомобильной компании в контексте менеджмента качества [Текст] / Т.А. Салимова, Л.А. Федоськина // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 3 (125). - С. 102-108.
12. Федоськина Л.А. Современные тенденции развития автомобильного парка России с позиции улучшения качественных параметров [Текст] / Л.А. Федоськина // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 41. - С. 54-60.
13. Федоськина Л. Нормирование трудозатрат как инструмент управления качеством в автосервисе [Текст] / Л. Федоськина, Н. Орешкина // Человек и труд. - 2011. - № 8. - С. 69-72.
14. Федоськина Л.А. Анализ проблем управления качеством поставок в сбытовой сети автомобильной компании [Текст] / Л.А. Федоськина // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 2 (305). - С. 37-42.
15. Федоськина Л.А. Оценка качества автомобилей с точки зрения потребителей: анализ подходов, применяемых в мировой практике [Текст] / Л.А. Федоськина // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 35 (386). - С. 42-51.
16. Салимова Т.А. Интеграционные процессы в менеджменте качества сервисной деятельности фирменного автоцентра [Текст] / Т.А. Салимова, Л.А. Федоськина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-3. - С. 512-516.
17. Федоськина Л.А. Учет экологических аспектов как фактор обеспечения качества сервисно-сбытовой деятельности автопроизводителя [Текст] / Л.А. Федоськина, А.Т. Шилкина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-22. - С. 4974-4978.
18. Федоськина Л.А. Фирменные дилерские центры в системе утилизации автомобилей [Текст] / Л.А. Федоськина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 37. - С. 54-62.
19. Федоськина Л.А. Актуальные инструменты внедрения системы бережливого производства в фирменных автотехцентрах [Текст] / Л.А. Федоськина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2011. - № 24. - С. 205-214.