В монографии на основе широкого круга источников показана деятельность основных, официально зарегистрированных акционерных кинематографических обществ, работавших в России в начале ХХ века. Экономическая модернизация, расцвет которой в России пришелся на рубеж XIX – ХХ вв., ускорила процесс формирования акционерных кинематографических компаний. Данный период оказался для России ярким, но хронологически непродолжительным. Превратившись в массовое зрелище, кинематограф развивался по пути трансформации в вид искусства, носивший технологический характер и ориентированный в значительной мере на широкие массы населения. Это предопределило интерес к данному виду развлечений частного бизнеса, который увидел реальную возможность получения значительных прибылей за счет вовлечения демократических слоев населения, прежде всего городов, в эту форму проведения досуга. В начале ХХ века в России действовали филиалы известных французских кинокомпаний: «Гомон», «Бр Пате», а также порядка 20-ти официально зарегистрированных отечественных акционерно-паевых предприятий, крупнейшим из которых являлось акционерное общество «А.А. Ханжонков и Ко», оказавшееся наиболее эффективным в сфере дореволюционного кинобизнеса. В работе изучен механизм утверждения акционерных кинематографических компаний, формирования органов управления и участия учредителей и акционеров в этом процессе, а также в распределении прибылей и выплате дивидендов.
Акционерные общества, киноиндустрия, А.А. Ханжонков, «Бр. Пате», И.Х. Озеров, учредители, акционеры, основной капитал, дивиденды.