Россия
В статье рассматривается структура зрительно-вербальных функций у младших школьников. Актуальность исследования обусловлена важностью зрительно-вербальных процессов в овладении чтением, письмом и другими видами учебной деятельности. В основной части статьи дано понятие зрительно-вербальных функций, представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований зрительно-вербальных функций у младших школьников, нейропсихологические аспекты формирования зрительно-вербальных связей, специфика зрительно-вербальных функций у детей с задержанным развитием. Проведён сравнительный анализ показателей развития зрительно-пространственных и зрительно-моторных навыков у учащихся младших классов. Выявлены типичные трудности, связанные с формированием зрительно-вербальных функций, а также определены основные направления психолого-педагогической поддержки. Полученные результаты могут быть использованы в практике школьных психологов, дефектологов и педагогов для ранней диагностики и коррекции нарушений зрительно-вербальной сферы.
младшие школьники, зрительно-вербальные функции, зрительно-пространственные навыки, зрительно-моторные навыки, психолого-педагогическая поддержка
1. Алексеева О.С. Академическая успешность и когнитивные способности у младших школьников / О. С. Алексеева, И. Е. Ржанова, В. С. Бритова, Ю. А. Бурдукова // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2021. – № 1. – С. 51-64.]. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-1-51-64; EDN: https://elibrary.ru/EPKPMD
2. Ахутина Т.В. Диагностика зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] /Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -64 с.
3. Белова, О. А. Развитие зрительно-вербальных функций у младших школьников / О. А. Белова // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2013. – Т. 15, № 1-4. – С. 96-102. EDN: https://elibrary.ru/REDNJD
4. Бобков Г.А. Особенности зрительно-предметного восприятия у детей с минимальными мозговыми дисфункциями / Г. А. Бобков, Т. В. Долматова, Л. В. Сорокина, Э. Л. Беляева // Спортивная медицина: наука и практика. – 2016. – Т. 6, № 3. – С. 33-37. DOI: https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2016.3.33; EDN: https://elibrary.ru/XCSGLT
5. Воронова М. Н. Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников [Текст] / М. Н. Воронова, А. А. Корнеев, Т. В. Ахутина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2013. – № 4. – С. 48-64. EDN: https://elibrary.ru/RPXZBN
6. Копылова, И. А. Особенности развития зрительного восприятия школьников с задержкой психического развития / И. А. Копылова, И. А. Свириденко // Форум молодых ученых. – 2020. – № 5(45). – С. 216-220. EDN: https://elibrary.ru/BTLADT
7. Корнеев, А. А. Роль функций программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации в выполнении компьютерных нейропсихологических методик у детей 6 - 9 лет / А. А. Корнеев, Е. Ю. Матвеева, Т. В. Ахутина // Когнитивная наука в Москве: новые исследования : Материалы конференции, Московский институт психоанализа, г. Москва, Кутузовский проспект, дом 34, строение 14, 21–22 июня 2023 года. – Москва: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. – С. 204-209. EDN: https://elibrary.ru/XVEVPJ
8. Пылаева Н. М. Методика развития зрительно-вербальных функций «Учимся видеть и называть» [Текст] / Н. М. Пылаева // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – Т. 7, № 4. – С. 16-25. EDN: https://elibrary.ru/CXSMRR
9. Пылаева Н. М. Нейропсихология и школа [Текст] / Н. М. Пылаева, т. В. Ахутина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2012. – № 2. – С. 116-122. EDN: https://elibrary.ru/PBLYUX
10. Скитяева, Н. М. Формирование зрительно вербальных функций при подготовке к школе детей с особенностями развития / Н. М. Скитяева // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – Т. 7, № 3. – С. 12-24. EDN: https://elibrary.ru/WDTDIU
11. Бейлисс Д.М., Джарролд К., Бэддели А.Д., и др. Картирование ограничений развития на производительность рабочей памяти // Психология развития. 2005. Т. 41. № 4. С. 579-597. DOI:https://doi.org/10.1037/0012-1649.41.4.579.
12. Бунге С.А., Венделькен К., Бадре Д., и др. Аналоговое рассуждение и префронтальная кора: доказательства раздельных механизмов поиска и интеграции // Кора головного мозга. 2005. Т. 15. № 3. С. 239-249. DOI:https://doi.org/10.1093/cercor/bhh126 EDN: https://elibrary.ru/INDFKF.
13. Кейн М.Дж., Хамбрик Д.З., Тухольски С.В. и др. Общность объема рабочей памяти: латентно-переменный подход к объему вербальной и зрительно-пространственной памяти и рассуждениям // Журнал экспериментальной психологии. Общие сведения. 2004. Т. 133. № 2. С. 189-217. DOI:https://doi.org/10.1037/0096-3445.133.2.189.
14. Лю И, Ван И. Когнитивные функции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Чжунхуа И Сюэ За Чжи. 2002. Т. 82. № 6. С. 389-392.
15. Нигг Дж.Т., Куамма Дж.П., Гринберг М.Т. и др. Двухлетнее лонгитюдное исследование нейропсихологических и когнитивных показателей в связи с поведенческими проблемами и компетенциями у детей младшего школьного возраста // Журнал ненормальной детской психологии. 1999. Т. 27. № 1. С. 51-63. DOI:https://doi.org/10.1023/A:1022614407893 EDN: https://elibrary.ru/EQHZXH.



