ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, 
СКЛОННЫХ К АГРЕССИИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ИДЕЙ ЭКСТРЕМИЗМА, ТЕРРОРИЗМА И НАСИЛИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальной проблеме выявления психологических маркеров, связанных 
с агрессивным и экстремистским поведением среди детей и молодёжи. В условиях роста социальной напряжённости и цифровизации коммуникаций своевременная диагностика таких склонностей становится ключевым элементом профилактики деструктивных явлений. Авторы фокусируются на системном анализе индивидуально-личностных факторов, способствующих формированию агрессии и экстремистских установок. Среди ключевых маркеров выделены: кросскультурные, личностные, поведенческие, социальные, эмоциональные, коммуникативные (конфликтологические), семейные и медицинские особенности. Результаты данной работы подчёркивают взаимосвязь между личностными особенностями, социальным контекстом и риском вовлечения в агрессивные или экстремистские действия. Авторы акцентируют необходимость комплексного подхода, сочетающего психолого-педагогическое сопровождение, профилактическую деятельность и социальную интеграцию детей и подростков для минимизации рисков девиантного поведения. Полученные результаты обсуждались на Всероссийском форуме «Противодействие идеологии терроризма 
в образовательной сфере и молодежной среде», проходившем в Москве 13 – 14 ноября 
2024 года. Организаторами данного мероприятия выступили Департамент образования и науки города Москвы и Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации.

Ключевые слова:
подростки, агрессия, экстремизм, психологические маркеры, стресс, совладающее поведение
Список литературы

1. Абдулагатов З.М. Современный экстремизм и терроризм: состояние и проблемы противодействия. Махачкала, 2019. – 351 с.

2. Авакьян М. В. Методические рекомендации по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма: учебное электронное издание / М. В. Авакьян, М. А. Болвачев, Т. С. Волчецкая, Е. В. Осипова. Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 
2023. – 44 с. – Электронный ресурс: https://vmk.psy.viro35.ru/images/2023/12/extrim.pdf 
(дата обращения 25.03.25). EDN: https://elibrary.ru/MMVPQE

3. Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю., Овчаренко Л.Ю. Психологические особенности общения современных старшеклассников в ситуации неопределенности. Общество: социология, психология, педагогика. Издательский дом ХОРС, 2023. - № 3 (107). – С. 44-50.

4. Муслимова М.Ш. Проблемы противодействия идеологии религиозного экстремизм 
в молодежной среде. Махачкала, 2019. – 104с.

5. Назаров В.Л., Суслонов П.Е. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учеб. Пособие. М-во науки и Высшее Образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 204 с. EDN: https://elibrary.ru/YPYKKD

6. Пашкова Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности/ Пашкова Е. Н., Михайлова В. П. // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. Кемерово: Полиграф, 2004. – С. 216-219.

7. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для вузов / 
А. В. Мартыненко [и др.]; под общей редакцией А. В. Мартыненко, Л. А. Потаповой. М.: Издательство Юрайт, 2024. – 297 с.

8. Россия в диалоге культур / отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев. – М.: Наука, 2010. – 432 с.

9. Ушакова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с различными образовательными потребностями в условиях единого образовательного пространства вуза: стратегии, ресурсы, риски. // В кн. Большая конференция МГПУ, сборник тезисов, 
в 3-х т., Москва, 2023. – с.221-225. EDN: https://elibrary.ru/SWVCFC

Войти или Создать
* Забыли пароль?