В статье обоснована актуальность исследования гендерных и культурных факторов внутригруппового взаимодействия студентов-психологов, а также определения характера связи между стереотипами, уровнем толерантности и коммуникативными барьерами в учебных коллективах вуза. Представлен анализ результатов исследования общего уровня толерантности, этнической и социальной толерантности, уровня эмоциональной эффективности в общении, типа эмоциональных помех во взаимодействии, выраженных стереотипных представлений о гендерных и культурных различиях у студентов-психологов (на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» г. Пензы). На основе результатов проведенного исследования предложено методическое сопровождение групповой учебной деятельности студентов-психологов, предложены примеры учебных заданий. Описаны организационные компоненты групповой учебной деятельности с учетом гендерных и культурных аспектов: участники групповой деятельности; цели групповой деятельности; согласованные ответственность и полномочия; единые нормы группы; проявление и самоутверждение индивидуальности в групповой деятельности.
студенческая группа, внутригрупповое взаимодействие, стереотипы, студенты-психологи, организация групповой учебной деятельности студентов
1. Алёшкин Н. И. Межличностное познание студентов: Опыт теоретического и эмпирического исследования [Текст]: монография / Н.И. Алёшкин. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. – 318 с.
2. Баранова Е. М. Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе организации учебной деятельности студенческой группы [Текст]: дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.08. / Е. М. Баранова. – Пенза, 2009. – 236 с. EDN: https://elibrary.ru/QEIYVB
3. Гасанова Д. И. Психологические аспекты особенностей российского студенчества в контексте современных социокультурных реалий [Текст] / Д. И. Гасанова, А. Н. Магомедова, М. Б. Алиева // Проблемы современного педагогического образования. –2021. –№ 71-1. – С. 285-288. EDN: https://elibrary.ru/PWFVDQ
4. Гришина Н. В. Человек в отношениях с окружающим миром: описание контекста [Текст] // Вестник Московского университета. – Серия 14: Психология. – 2022. – №3. – С. 22-39. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.03; EDN: https://elibrary.ru/SUMEKG
5. Долгова В. И. Взаимосвязь полоролевых стереотипов и психологического благополучия личности [Текст] / В. И. Долгова, О. В. Бельтюкова, К. А. Овечкина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2023. – № 5(177). – С. 244-271. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2023.177.5.012; EDN: https://elibrary.ru/CKEOMC
6. Знаков В. В. Половые, гендерные и личностные различия [Текст] / В. В. Знаков // Психологический журнал. – 2004. – Том 25, № 1. – С. 41-51. EDN: https://elibrary.ru/OXFXGX
7. Изотикова И. Г. К вопросу необходимости воспитания толерантности в современной школе [Текст] / И. Г. Изотикова // Символ науки. – 2016. – № 5-2. – С. 151-152. EDN: https://elibrary.ru/WAFRTL
8. Казаренков В. И. Доверие в межличностном взаимодействии студентов разных культурных групп / В. И. Казаренков, В. Бовэнь // Психолого-педагогический поиск. – 2020. – № 4(56). – С. 71-81. DOI: https://doi.org/10.37724/RSU.2020.56.4.007; EDN: https://elibrary.ru/JZTADR
9. Куновски М. Н. Гендерный подход к организации педагогического взаимодействия в международно ориентированном вузе [Текст] / М. Н. Куновски, Н. В. Поморцева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – Т. 23, № 78. – С. 42-48. DOI: https://doi.org/10.37313/2413-9645-2021-23-78-42-48; EDN: https://elibrary.ru/CZGCYT
10. Остроухова В. В. Гендерная специфика общения членов социальной группы [Текст] / В. В. Остроухова // Студенческий вестник. – 2023. – № 12-2(251). – С. 33-36. EDN: https://elibrary.ru/UFKWFU
11. Рычихина Э. Н. Толерантность и предупреждение конфликтов в образовании [Текст] / Э. Н. Рычихина //Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования: сб. статей/ отв. ред.: Э. Н. Рычихина, Л. Ю. Овчаренко. – Москва, 2016. – С. 29-34. EDN: https://elibrary.ru/WBRGXZ
12. Титова О.И. Социальное взаимодействие студентов с разным типом гендерных установок [Текст] / О. И. Титова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. – Т.9. – №1. – С. 88-100. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-08; EDN: https://elibrary.ru/QYCLTO
13. Шульга M. M. Особенности процесса социализации в высшей школе [Текст] / М. М. Шульга // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – № 287. – С. 114-120. EDN: https://elibrary.ru/KCPZOD



