ГЕЙМИФИКАЦИЯ И МЕТАВСЕЛЕННАЯ В ПОДБОРЕ ПЕРСОНАЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена комплексному анализу применения цифровых технологий в процессе найма на основе обобщения современных научных исследований и практического опыта компаний за последние 5–10 лет. Особое внимание уделено существующим методологическим подходам, преимуществам и ограничениям их использования, а также сравнительному анализу успешных и неудачных кейсов внедрения в российских и международных организациях. Проведен обзор проблем, с которыми сталкиваются бизнес и разработчики при интеграции данных решений, включая вопросы этики, доступности, надежности оценки и организационного сопротивления. Статья завершена системными рекомендациями для бизнеса, разработчиков и исследовательского сообщества, направленными на эффективное и устойчивое внедрение VR-технологий, геймификации и элементов метавселенной в рекрутинговую практику.

Ключевые слова:
рекрутинг, виртуальная реальность, метавселенная, геймификация, подбор персонала, технологии в найме, цифровизация рынка труда, экономика труда
Список литературы

1. Альтомари Л., Альтомари Н., Джанпаоло И. Геймификация и оценка навыков межличностного общения при разработке серьезной игры: дизайн и пилотное исследование // JMIR «Серьезные игры» 11(2) 2023 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/372655717_Gamification_and_Soft_Skills_Assessment_in_the_Development_of_a_Serious_Game_Design_and_Feasibility_Pilot_Study DOI: https://doi.org/10.2196/45436

2. Битриан П., Буил И. и др. Использование стратегий геймификации для повышения отношения сотрудников к системам электронного обучения // Academia [Электронный ресурс]. — URL: https://www.academia.edu/115764676/The_use_of_gamification_strategies_to_enhance_employees_attitudes_ towards_e_training_systems

3. Битриан П., Буил И., Каталан С., Мерли Д. Геймификация в обучении персонала: Повышение самоэффективности сотрудников и улучшение поведения в области информационной безопасности и защиты данных // Journal of Business Research [Электронный ресурс]. — URL: https://zaguan.unizar.es/record/135319/files/texto_completo.pdf

4. Геймификация в подборе персонала // TSQ Consulting [Электронный ресурс]. — URL: https://tsqconsulting.ru/cases/game/group_podbor

5. Геймификация в подборе персонала: преимущества и недостатки // Equalture [Электронный ресурс]. — URL: https://www.equalture.com/blog/4-pros-and-cons-of-using-gamification-in-recruitment

6. Геймификация в рекрутинге: тематические исследования по геймификации рекрутинга // HRPlay [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hr-play.com/blog/gamification-in-recruitment-casestudies-in-recruitment-gamification

7. Двиведи Й., Хьюз Л и др. Метавселенная за пределами ажиотажа: междисциплинарные взгляды на возникающие проблемы, возможности и направления иссделовваний, практики и политики // Публикации и презентации факультета маркетинга Техаского университета [Электронный ресурс]. — URL: https://scholarworks.utrgv.edu/marketing_fac/30/#:~:text=holograms,functional%20persistent%20cross%20platform%20metaverse

8. Джоффе Д. Как EY заново изобрела набор персонала и адаптацию с помощью искусственного интеллекта и метавселенной // Ragan Communications [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ragan.com/ey-recruitment-onboarding-ai-metaverse

9. Желдаков Д. Метавселенные в HR: как виртуальная реальность переворачивает мир рекрутинга и управления персоналом // Карьера на vc.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://vc.ru/hr/1368665-metavselennye-v-hr-kak-virtualnaya-realnost-perevorachivaet-mir-rekrutinga-iupravleniya-personalom-prodolzhenie

10. За пределами ажиотажа: что на самом деле могут ожидать компании от метавселенной в 2023 году // PwC [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pwc.com/us/en/tech-effect/innovation/metaverse-predictions.html

11. Истории успеха геймификации приподборе персонала // Exit The Room [Электронный ресурс]. — URL: https://www.exittheroom.co.uk/blog/success-stories-of-gamification-in-recruitment

12. Как Heineken и Jobful использовали геймификацию для привлечения талантов поколения Z в пивоваренную отрасль // Jobful [Электронный ресурс]. — URL: https://jobful.io/blog/case-study-howheineken-jobful-gamified-recruitment-to-attract-gen-z-talent-in-the-beer-industry

13. Мистакидис С. Метавселенная // Энциклопедия. — 2 (1). — 2022. — С. 486–497. — URL: https://www.mdpi.com/2673-8392/2/1/31 DOI: https://doi.org/10.3390/encyclopedia2010031

14. Непомнящая К., Хасис Е. Виртуальный кадр: как технологии помогают подбору сотрудников // Forbes [Электронный ресурс]. — URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/365805-virtualnyy-kadr-kaktehnologii-pomogayut-podboru-sotrudnikov

15. Новые достижения в области психометрии // PWC [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pwc.com/gx/en/about/stories-from-across-the-world/breaking-new-ground-in-psychometrics.html

16. Пай С. Метавселенная: новый рубеж в привлечении талантов // Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/councils/forbestechcouncil/2022/06/17/the-metaverse-a-new-frontierin-talent-engagement/

17. Преимущества и проблемы использования метвселенной для найма // Test Gorilla. — URL: https://www.testgorilla.com/blog/using-metaverse-for-hiring/

18. Раджа У., Аль-Багли Р. Этические проблемы современной виртуальной реальности и основы ответственного использования // Виртуальная реальность. — Т. 6. — 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/journals/virtual-reality/articles/10.3389/frvir.2025.1451273/full

19. Роль виртуальной реальности в методах проведения собеседований: повышение эффективности оценки кандидатов с помощью иммерсивного опыта // Vorecol [Электронный ресурс]. — URL: https://psico-smart.com/en/blogs/blog-the-role-of-virtual-reality-in-interview-techniques-enhancing-candidateassessment-through-immersive-experiences-182235

20. Стройный П., Дузманска-Мисярчик Н. Измерение эффективности виртуального обучения: Систематический обзор // Компьютеры и образование: X Reality [Электронный ресурс]. — URL: https://ruj.uj.edu.pl/server/api/core/bitstreams/335dcd2a-7ceb-4a51-81bc-64dd9c6624fd/content#:~:text=increase%20 over%20time%20in%20the,These%20results%20highlight

21. Ховард М., Гутворт М., Джейкобс Р. Метаанализ виртуальных обучающих программ // Computers in Human Behavior [Электронный ресурс]. — URL: https://mattchoward.com/wp-content/uploads/2021/04/howard_gutworth_jacobs_chb_2021.pdf

22. Что такое метавселенная? // McKinsey [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-is-the-metaverse

23. Шалини Л. Истории успеха геймификации при подборе персонала // Betterplace [Электронный ресурс]. — URL: https://www.betterplace.co.in/blog/success-stories-of-gamification-in-recruitment/

24. Шваб П. Рекрутинг в метавселенно: примеры и перспективы [Анализ] // Into The Minds [Электронный ресурс]. — URL: https://www.intotheminds.com/blog/en/recruitment-metaverse/

Войти или Создать
* Забыли пароль?