Статья посвящена историко-педагогическому и аналитическому исследованию системы профессиональной подготовки кадров для МВД России. Автор рассматривает эволюцию этой системы с момента её зарождения в дореволюционный период до современных реформ, выделяя ключевые этапы: дореволюционный (XVIII–XIX вв.), советский (1917–1991) и постсоветский (с 1991 г.). Особое внимание уделяется ведомственной специфике, нормативному регулированию и морально-психологическому обеспечению сотрудников. Методологическую основу исследования составляют историко-педагогический и системный подходы, проводится анализ нормативно-правовых документов и сравнительный анализ образовательных моделей. Автор выявляет ключевые проблемы современной системы подготовки: ведомственную замкнутость, недостаточную интеграцию с гражданскими вузами и негибкость программ в условиях новых угроз появившиеся в последнее время в связи с развитием информационного общества. В качестве решения предлагается сетевая интеграция, включающая разработку совместных программ с гражданскими университетами, внедрение цифровых технологий и модулей по кибербезопасности, и усиление морально-психологического обеспечения обучающихся ведомственных учреждений через психологические тренинги и профилактику выгорания. Важным выводом является необходимость трансформации системы подготовки с акцентом на межведомственное взаимодействие, адаптивность и практико-ориентированность. Отдельно подчёркивается роль нормативно-правовых актов, систематизирующих морально-психологическое обеспечение как стратегический элемент кадровой политики. Рекомендации автора направлены на преодоление институциональных барьеров и формирование устойчивой профессиональной идентичности сотрудников МВД. Сделаны выводы о необходимости трансформации системы профессионального обучения с учетом современных вызовов безопасности.
профессиональное образование, МВД, кадровая подготовка, морально-психологическое обеспечение, ведомственность, интеграция, историко-педагогический анализ
Введение. Современная система обеспечения общественного порядка в России требует высокопрофессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Возрастающие угрозы — от транснациональной преступности до киберрисков — обуславливают потребность в развитии специализированной системы профессионального образования для МВД России.
Важным аспектом является углубленная специализация подготовки. Разработка специализированных курсов по борьбе с конкретными видами преступлений, таким как незаконный оборот наркотиков, экономические преступления и киберпреступность, позволит сотрудникам полиции приобретать необходимые знания и навыки для эффективной борьбы с этими угрозами.
Не менее важным является развитие системы непрерывного профессионального образования. Регулярное повышение квалификации и переподготовка кадров позволят сотрудникам полиции оставаться в курсе последних изменений в законодательстве, оперативной обстановке и технологиях борьбы с преступностью.
Несмотря на наличие разветвлённой системы ведомственного образования, остаётся проблема разобщённости образовательных процессов, ограниченного взаимодействия с гражданскими образовательными учреждениями, а также недостаточной гибкости программ в контексте новых угроз.
Формирование системы профессионального образования в МВД России имеет богатую историю, начиная с дореволюционных форм наставничества и кадетских корпусов, продолжая централизованной системой подготовки в советский период и заканчивая современными реформами.
Современная система профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел базируется на прочной нормативной основе. Федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» закрепляет правовые основы организации образовательного процесса для ведомственных кадров. Особое значение приобретает Приказ МВД России № 500, регламентирующий морально-психологическую подготовку.
Различные исследователи и ученые подчеркивают важность профессионального обучения и его историческое развитие.
Исторический анализ становления профессионального образования, по мнению Д.И. Латышиной [1], демонстрирует устойчивую взаимосвязь педагогических традиций и ведомственных требований. Как отмечает М.В. Афанасьев [2], процесс формирования полицейского образования в России XVIII-XIX вв. отражал общие тенденции развития педагогической мысли.
Методологические проблемы исследования профессиональных сообществ, поднятые Т.Л. Александровой [3], особенно актуальны для анализа корпоративной культуры правоохранительных органов. Историко-юридический опыт дореволюционной России, изученный И.А. Блиновым [4], свидетельствует о важности преемственности в подготовке управленческих кадров.
Система кадетского образования, подробно проанализированная А.В. Беляевым [5], стала прообразом современных ведомственных учебных заведений. Современные социологические исследования, включая работы Г.Б. Кораблёвой [6], подтверждают необходимость учета профессиональной идентичности при разработке образовательных программ.
Историко-педагогический анализ подготовки сотрудников милиции и полиции со стороны их профессиональной подготовки проводится коллективом авторов: Р.Н. Самойлюковым, А.И. Свиридовым, В.В. Розовым [7].
Авторы другой статьи проводят анализ исторических источников информации с целью выявления причин и условий, оказавших качественное воздействие на становление и развитие профессионального образования подготовки кадров [8].
В своей работе Е.А. Жигалова пишет, что профессиональная подготовка направлена на привитие профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, создающие положительный имидж полиции в России [9].
Специфику развития и воспитания субъектно-профессионального потенциала в образовательной организации системы МВД России и необходимости всестороннего подхода учитывающего внешние и внутренние факторы рассматривает Ж.И. Тебердиева [10].
В условиях цифровизации и постоянного обновления угроз информационной безопасности особое значение приобретает развитие цифровых компетенций у сотрудников органов внутренних дел. Как справедливо отмечает М.И. Грачев, формирование комплексной грамотности, навыков работы с аналитическими платформами и понимания основ кибербезопасности является необходимым условием для полноценного исполнения служебных обязанностей в условиях цифровой среды [11]. Это требует включения в программы профессионального образования тематических модулей по киберугрозам, цифровой этике и противодействию информационному воздействию.
В современных условиях профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел особенно актуализируется задача развития сетевого взаимодействия между ведомственными образовательными организациями, региональными академиями и гражданскими вузами.
Вектор на горизонтальное партнёрство предполагает внедрение гибких, модульных, практико-ориентированных образовательных моделей, способных обеспечить устойчивое развитие кадрового потенциала системы правопорядка.
Вместе с тем, анализ функционирования образовательного пространства выявляет целый ряд институциональных барьеров, в числе которых — ведомственная замкнутость, нормативно-правовая фрагментарность и несоответствие образовательных стандартов, что ограничивает эффективность реализации интеграционных инициатив в подготовке кадров.
Наряду с формированием профессиональных знаний и прикладных умений, ключевое значение приобретает развитие стрессоустойчивости и морально-психологической устойчивости обучающихся. В этом контексте морально-психологическое обеспечение (МПО) следует рассматривать не как факультативный элемент сопровождения, а как стратегический инструмент кадровой политики, обеспечивающий подготовленность сотрудника к выполнению задач в условиях психологической нагрузки, оперативных рисков и социальной напряжённости.
В рамках модернизации МПО представляется целесообразным расширение практики психологических тренингов, ситуационных симуляций, интерактивных форм обучения, а также внедрение медико-психологических программ профилактики профессионального выгорания.
Системный подход к межведомственным образовательным практикам представляет собой важнейшее условие для повышения эффективности подготовки кадров силовых структур. Подобные практики предполагают институциональное участие научных организаций, гражданских образовательных платформ и специализированных ведомственных учреждений, формируя условия для адаптивного и инновационного проектирования образовательных программ. Важным компонентом при этом становится вовлечение практиков и наставников в процессы обратной связи, что обеспечивает реалистичность, актуальность и профессиональную направленность программ повышения квалификации.
Современные педагогические технологии, используемые в системе МВД, должны быть ориентированы на учёт служебной специфики, регионального контекста, личностных характеристик обучающихся, а также обеспечивать интеграцию компетентностного, адаптивного и воспитательного подходов. Это позволяет формировать у обучающихся ценностно-смысловые основания профессионального поведения, включая правовую ответственность, этические ориентиры и культуру принятия решений.
Цель исследования — определить историко-педагогические и организационные особенности становления профессионального образования в системе МВД, выявить ограничения текущей модели подготовки и предложить пути её модернизации через интеграционные механизмы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что внедрение интеграционного подхода и морально-психологического сопровождения существенно повысит эффективность подготовки кадров для органов внутренних дел.
Предметная область исследования — система профессионального образования и подготовки кадров в структуре МВД России.
Методология исследования основана на историко-педагогическом и системном подходах, анализе нормативно-правовой базы, сопоставлении образовательных моделей разных периодов, а также теоретическом моделировании интеграционных решений.
Историко-педагогическая ретроспектива позволяет выделить несколько этапов развития профессионального образования для нужд МВД:
- дореволюционный (XVIII–XIX вв.) — период формирования первых специализированных учебных заведений;
- советский (1917–1991) — становление централизованной системы профессионального и идеологического воспитания кадров милиции;
- постсоветский (с 1991 г.) — реформирование структуры МВД и образовательных организаций с акцентом на практико-ориентированное обучение и правовое воспитание.
Составленная на основе данных утверждений таблица 1 подчёркивает поступательную логику развития и указывает на возрастающую необходимость межведомственного сотрудничества в обучении.
Таблица 1. Периоды развития профессиональной подготовки в системе МВД России
|
Период |
Годы |
Основные характеристики |
Ключевые изменения |
|
Дореволюционный |
XVIII-1917 |
Полицейские школы, практическая подготовка |
Специальное образование для полиции |
|
Советский |
1917-1991 |
Ведомственная система, идеология |
Интеграция с партийной подготовкой |
|
Постсоветский |
1991-2000 |
Адаптация к новым законам |
Новые образовательные стандарты |
|
Современный |
2000-н.в. |
Цифровые технологии, компетенции |
Симуляторы, психологическая подготовка |
Современная система подготовки характеризуется замкнутостью ведомственного цикла, что затрудняет обмен опытом и научно-методическим сопровождением между различными субъектами образования.
Приказ МВД России от 27 августа 2024 года № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ» устанавливает задачи морально-психологического обеспечения, включая формирование профессиональной идентичности, устойчивости к стрессу, правосознания и патриотизма.
Инновационным направлением развития становится внедрение сетевого взаимодействия, предполагающего совместную реализацию программ между вузами МВД, гражданскими университетами и ведомственными центрами переподготовки.
Это позволяет:
- расширять академическую мобильность;
- унифицировать стандарты подготовки;
- внедрять современные цифровые технологии и тренажёры;
- адаптировать программы под запросы практики.
Сравнительная характеристика моделей подготовки кадров МВД в советсткий и постсоветский периоды может быть представлена в виде таблицы 2.
Таблица отражает эволюцию ключевых параметров профессиональной подготовки сотрудников МВД России на двух этапах — в советский и постсоветский периоды. В ней представлены различия по идеологической основе, формам обучения, системе морально-психологической поддержки и уровню интеграции образовательных структур.
Таблица 2. Сравнительная характеристика моделей подготовки кадров МВД в советский и постсоветский периоды
|
Параметры |
Советский период |
Современный период |
|
Идеологическая основа |
Коммунистическая |
Патриотизм, правосознание |
|
Формы обучения |
Очная, интернатная |
Очная, дистанционная |
|
Морально-психологическая поддержка |
Централизованная система воспитателей |
Морально-психологическое обеспечение, психологические службы |
|
Уровень интеграции |
Ведомственная замкнутость |
Начальные формы сетевой интеграции |
Приказ МВД России №500 от 27.08.2024 г. закрепляет морально-психологическое обеспечение (МПО) как неотъемлемый элемент системы профессиональной подготовки сотрудников. В отличие от предшествующих документов, данный приказ систематизирует функции, задачи и методы МПО на всех уровнях ведомственной образовательной вертикали. Основные положения:
- включение МПО в служебную и профессиональную подготовку;
- формирование моральных, правовых, психологических компетенций: устойчивость к стрессу, антикоррупционная этика, профессиональное поведение (пп. 3.1–3.6);
- морально-политическое и психологическое направления подготовки, детализированные по содержанию и целевым ориентирам (пп. 76–78);
- интерактивные формы работы: деловые игры, диспуты, патриотические клубы, мультимедийные лекции (раздел VIII);
- психологическое сопровождение сотрудников и их семей — в особых условиях, при чрезвычайных ситуациях, после боевых действий (пп. 60.6–66.7).
Таким образом, Приказ № 500 не только дополняет нормативную базу профессионального образования, но и выполняет воспитательно-ценностную функцию, опосредованно формируя устойчивую профессиональную идентичность сотрудников МВД.
Профессиональная подготовка кадров для органов внутренних дел регулируется обширной системой нормативных документов, как федерального, так и ведомственного уровня. Ключевыми среди них являются:
- федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — определяет уровни и формы профессионального образования и обучения, включая дополнительное профобразование (ст. 73–76), ориентированное на практические трудовые функции;
- федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» — устанавливает виды и этапы профподготовки сотрудников МВД (ст. 76), включая начальную, переподготовку и повышение квалификации;
- приказ МВД России № 500 от 27.08.2024 г. — нормативная основа морально-психологического обеспечения, направленного на формирование патриотических и профессиональных качеств сотрудников МВД;
- трудовой кодекс РФ (ст. 196, 197) — закрепляет обязанности работодателя по профподготовке, а также права сотрудников на обучение.
Таким образом, нормативная база обеспечивает целостность, правовую обоснованность и направленность профессионального образования сотрудников МВД на формирование компетентного, устойчивого и правосознательного специалиста.
Как показывает анализ, ключевым условием реализации подготовки кадров в ведомственных учреждениях МВД России становится сетевая интеграция процессов морально-психологического обеспечения информационной безопасности.
В условиях трансформации угроз безопасности (киберпреступность, терроризм, межнациональные конфликты) традиционная замкнутая модель ведомственного образования демонстрирует свою ограниченность. Напрашивающийся вывод заключается в том, что дальнейшее развитие профессиональной подготовки в МВД невозможно без системной интеграции сетевого взаимодействия, охватывающего:
- создание совместных образовательных программ с ведущими гражданскими вузами (например, юридическими и психологическими факультетами) для обмена экспертизой и учебно-полигонной базой [12];
- внедрение модулей по цифровой безопасности, криптографии и анализу больших данных на базе IT-университетов;
- разработку единых стандартов МПО с привлечением практических работников;
- формирование консорциумов с участием МВД, Следственного комитета и ФСБ для сквозной подготовки по делам о транснациональной преступности;
- стажировки курсантов в коммерческих структурах (например, в отделах кибербезопасности банков) для изучения современных методов противодействия мошенничеству.
В советский период система базировалась на централизованной идеологии, имела очную и интернатную форму обучения, а воспитательная работа осуществлялась через службу политруков и воспитателей.
Современная модель акцентирует внимание на правосознании, патриотизме, внедряет дистанционные технологии и основывается на приказной регламентации (в частности, Приказ МВД №500).
Основное отличие постсоветского периода — переход от замкнутой ведомственной подготовки к начальной стадии сетевой интеграции, предполагающей участие гражданских вузов и внешних научно-образовательных центров.
Совокупность рассматриваемого материала приводит нас к следующим выводам:
1. Становление системы профессионального образования МВД прошло путь от ремесленного наставничества до сетевого формата.
2. Ведомственная замкнутость, несмотря на сильную нормативную базу, ограничивает гибкость и инновационность образовательной практики.
3. Морально-психологическое обеспечение — важнейший компонент, закреплённый в официальных документах, нуждается в адаптации под актуальные вызовы.
4. Интеграция образовательных ресурсов, сетевое взаимодействие и межведомственное сотрудничество — ключевые векторы повышения эффективности подготовки кадров для МВД России.
5. Необходима интеграция сетевого взаимодействия в профессиональную подготовку и морально-психологическом обеспечении безопасности курсантов и слушателей системы МВД России.
Интеграция сетевого взаимодействия — не просто рекомендация, а стратегическая необходимость. Она позволит:
- преодолеть разрыв между теорией и практикой за счет привлечения внешних экспертов;
- сформировать у курсантов гибкие компетенции, отвечающие динамике угроз;
- обеспечить психологическую устойчивость через междисциплинарные методики.
Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку конкретных механизмов внедрения таких моделей с учетом их специфики.
1. Гриневич И.М. Факторный анализ развития отечественного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 367-375.
2. Бережнова Л.Н., Афанасьев М.В. Специфика педагогической подготовки кадров в истории образования России (ХVIII - середина ХІХ вв.) // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2016. – № 1(9). – С. 40-42.
3. Александрова Т.Л. Методические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. - 2000. - № 8. - С. 11-17.
4. Никифоров, А. Л. Особенности положения губернаторов в Сибири в XIX в. (на примере Иркутской губернии) / А. Л. Никифоров // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2021. – Т. 37. – С. 38-46. – DOIhttps://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.37.38.
5. Беляев А.В. Кадетские корпуса дореволюционной России: опыт организации педагогических отношений: монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2008. – 220 с.
6. Кораблёва Г.Б. Становление подходов к социологии профессии в России // Социологические исследования. - 2013. - № 1. - С. 108-115.
7. Самойлюк, Р. Н. Историко-педагогический анализ становления и развития системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел / Р. Н. Самойлюк, А. И. Свиридов, В. В. Розов // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 195-198.
8. Мусина, Н. И. Историко-педагогический анализ развития системы профессиональной подготовки сотрудников российской полиции (милиции): XVIII - XXI вв / Н. И. Мусина, Т. Г. Мухина, Д. Д. Яркова // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 3(36). – DOIhttps://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-2.
9. Жигалова, Е. А. Особенности профессиональной подготовки сотрудников МВД России / Е. А. Жигалова // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцать шестой Всероссийской научно-методической конференции, Иркутск, 25–26 февраля 2021 года. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 36-40.
10. Тебердиева, Ж. И. Сущность и специфика повышения субъектно-профессионального потенциала курсантов в процессе подготовки в образовательной организации МВД России / Ж. И. Тебердиева // Современная наука. – 2021. – № 2. – С. 60-65. – DOIhttps://doi.org/10.53039/2079-4401.2021.4.2.013.
11. Грачев, М. И. Комплексная подготовка обучающихся в образовательных организациях / М. И. Грачев, Н. В. Биднюк // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–25 мая 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2024. – С. 74-76.
12. Беженцев А.А., Бурлов В.Г., Грачев М.И. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс на основе использования учебных полигонов, мониторингового центра и ситуационного центра // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2020. – Т. 14, № 7. – С. 36-41. – DOI:https://doi.org/10.36724/2072-8735-2020-14-7-36-41.



