В статье речь идет о развитии ключевых компетенций как важнейшего императива обновления системы образования. Значительное внимание уделяется процессу формирования ключевых компетенций студентов – будущих педагогов в условиях технологии модульного обучения. Автором предложены критерии сформированности ключевых компетенций и показатели их эффективности.
ключевые компетенции, технология модульного обучения, процесс формирования ключевых компетенций, критерии сформированности, показатели эффективности.
Современные представления о профессиональной подготовке педагога как специалиста связаны с его компетентностью. Первостепенное значение приобретает вопрос о том, какие знания и умения в ближайшей или отдаленной перспективе будут полезны выпускникам педагогических вузов (и их работодателям) в ходе практического освоения новых видов профессиональной деятельности. Именно эти знания и умения будут играть решающую роль в повышении профессиональной компетентности молодых специалистов, готовности следовать принятым в педагогическом обществе нормам, развитии социальной мобильности и активности профессионально грамотных, компетентных специалистов, развитии качества жизни не только отдельной личности, но и общества в целом.
Пути формирования профессионализма могут быть различными. Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей определяется как профессионально-педагогическая компетентность – интегральная профессиональноличностная характеристика педагога.
Многие исследования рассматривают компетентность как синоним качества. Отличием компетентности от качества является то, что качество – это более многомерное понятие, а компетенция – результат образовательного процесса. Понятие «качество образования» может быть определено с позиций философии как комплексная категория, обозначающая некие образовательные систему, модель, практику, обладающие совокупностью свойств, признаков, существующих в единстве, неотделимых от них и проявляющихся во взаимодействии с другими объектами, явлениями, системами. Учитывая, что в философии эта категория не носит оценочного характера, образование, по сути, есть создание качества, а именно совокупности характеристик, не плохих, не хороших, а разных. Таким образом, качество образования – это результат усилий личности по самообразованию и результат усилий институтов образования по созданию условий для этого [2, с. 33–44].
1. Чернелевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
2. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33-44.