В статье рассматриваются вопросы эстетического развития и трудового воспитания учащихся начальных классов в процессе ознакомления их с теоретическими основами дизайна и практических занятий по выполнению дизайнерских работ. С учетом педагогического опыта автора описана методика и наиболее подходящие темы занятий с детьми данной возрастной категории, разнообразные техники выполнения двухмерных и трехмерных изображений, необходимые художественные материалы и оборудование. Приводится конспект занятий по разделу «Основы полиграфического дизайна» на тему: «Логотип».
развитие художественного вкуса и творческих способностей младших школьников, гармоническая личность, преподавание основ дизайна в начальной общеобразовательной школе, понятие «логотип», практическая работа учащихся над созданием эскизов и рисунков.
ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА
Конец XX — начало XXI в. принесли нам наряду с положительными и множество отрицательных плодов. Уменьшение тяги к прекрасному, неразвитость художественного вкуса, несомненно, относятся к последним. Живопись, рисунок, скульптура, не потеряв своего значения для эстетически развитых людей, оказались в сложных условиях, утратив актуальность для широких слоев населения. Несмотря на всю бесспорную важность высокого изобразительного искусства, так ли пронизана им жизнь рядового человека? Во многих ли домах бережно хранятся оригиналы или хотя бы репродукции живописных полотен, графических листов, слепки скульптур? Насколько часто даже образованный человек проводит время в музеях, посещает выставки? Ответ, к сожалению, не слишком утешителен…
Однако то, что, несомненно, относится к сфере изобразительного искусства, окружает людей в наше время повсюду: на улице, в метро, магазинах. Оно проявляет себя на страницах журналов, в одежде, предметах быта, автомобилях, полиграфии. Речь, конечно, идет о художественном оформлении и проектировании, то есть дизайне.
1. Зымалева Л.В. Красота повседневной жизни. Основы дизайна в начальной школе // Изобразительное искусство в школе. 2011. № 2. С. 29-37.
2. Иванченко В.И. Занятия в системе дополнительного образования детей. - М.: Учитель, 2007.
3. Кабкова Е.П. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании. - М.: Просвещение, 2011.
4. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. - М.: Эко-Пресс, 2012.
5. Неменский Б.М. Изобразительное искусство: рабочие программы. Предметная линия учебников / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева [и др.]. 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2013.
6. Примерная программа по изобразительному искусству / Примерные программы начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие. - М.: Академия, 1999.
8. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: рабочая программа. Предметная линия учебников. 1-4 кл. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская. - М.: Просвещение, 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.