Россия
Введение. В XXI в. растет интерес к изучению музыкальной и творческой среды и пониманию того, как учащиеся переживают личностную трансформацию в ней. В данной статье исследуется значение музыкальных способностей как важного элемента в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников посредством обучения песочной анимации. Анализируется важность воспитания всесторонне развитой личности с акцентом на творческое мышление. Стандарты начального общего образования подчеркивают необходимость приобретения учащимися опыта в различных видах деятельности на протяжении всего периода обучения. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности и внеклассным занятиям, направленным не только на развитие творческих навыков, но и на развитие музыкальных и художественных способностей. Цель. Исследовать роль музыкальных способностей как важнейшего компонента в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников посредством использования песочной анимации в неурочной деятельности и внеклассных мероприятиях. Материалы и методы. Исследование основано на анализе существующей научной литературы с использованием общих методов исследования, таких как наблюдение, систематизация информации и составление общих выводов на основе собранных данных. Результаты и обсуждение. В статье подчеркивается важность внеурочной деятельности и внеклассных занятий для развития музыкальных способностей, которые необходимы для более широкого раскрытия музыкально-творческих способностей юных учащихся. Рассматривается, как это согласуется с образовательными стандартами и способствует формированию музыкальной культуры учащихся. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что интеграция музыки с песочной анимацией способствует всестороннему развитию учащихся, развитию их творческого мышления, развитию их музыкальных и художественных навыков, и музыкально-творческих способностей в уникальной и увлекательной форме. Выполнение песочной анимации требует умения интерпретировать музыкальные или вокально-инструментальные произведения в визуальные образы. Для этого необходимо развитие музыкальных способностей, таких как внутренний музыкальный слух, аналитические способности в отношении музыкальных произведений и слуховые образы. Начиная с начальной ступени среднего общего образования, крайне важно развивать эти способности, закладывая основу музыкальной и художественной культуры, которая воспитывает духовно-нравственные ценности молодого поколения.
музыкальные способности, музыкально-творческие способности, младшие школьники, песочная анимация, обучение, развитие, внеурочная деятельность
1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. — 2-е изд. — Л.: М., 1973. 144 с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1968. — 415 с.
3. Войнова А. Песочное рисование [Текст] / А. Войнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 109 с.
4. Гарькина Е.Н. К вопросу о музыкальных способностях [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-omuzykalnyh-sposobnostyah (дата обращения: 08.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/RUMJIX
5. Гейнрихс И.П. Музыкальная грамота [Текст] / И.П. Гейнрихс. — Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1960. — 111 с.
6. Донгаузер Е.В. Идеи творческого развития личности в педагогике Карла Орфа [Электронный ресурс] // Историко-педагогический журнал. — 2014. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-tvorcheskogo-razvitiyalichnosti-v-pedagogike-karla-orfa (дата обращения:23.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/SXUEWR
7. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального развития детей [Текст] / Е.А. Дубровская, Т.Ю. Торяник. — М.: Изд-во МГПУ, 2006. — 55 с.
8. Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка: практ. советы педагога [Текст] / Е.А. Дубровская. — М.: Шк. пресса, 2005. — 26 с.
9. Зартдинова И.И. Музыкально-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021816 (дата обращения: 22.04.2025).
10. Згурская Т.В., Пономарева О.Р. Рисование песком на световых столах как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. — № 59-3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risovanie-peskom-na-svetovyh-stolah-kak-sredstvo-razvitiyatvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/UTDXFE
11. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский. — М., 2001. — 225 с/
12. Левченков В.В. Понятие и содержание музыкально-анимационной деятельности младших школьников [Текст] / В.В. Левченков // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы (Год педагога и наставника): Материалы VII международной научно-практической конференции, г. Новокузнецк, 8 декабря 2023 г. / отв. ред. Т.А. Евсина; ред. кол. канд. экон. наук Ю.А. Кузнецова [и др.]. — Кемерово: Изд-во Кузбасского гос. техн. ун-та им. Т.Ф. Горбачева, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке, 2023. — С.74–76. EDN: https://elibrary.ru/VGXROQ
13. Левченков В.В. Постепенное усложнение учебного материала как одно из педагогических условий развития творческих способностей ребенка средствами песочной анимации [Текст] / В.В. Левченков // Научные исследования: теоретико-методологические подходы и практические результаты. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. — С. 49–51. EDN: https://elibrary.ru/YOLXYD
14. Лыткина О.А. Сказки в технике песочной анимации как средство формирования и развития у детей интереса к родной культуре [Текст] / О.А. Лыткина, Р.А. Григорьева // Молодой исследователь: вопросы науки и образования 2023. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной памяти Д.А. Данилова. — Киров, 2023. С. 196–199. EDN: https://elibrary.ru/OLFZCS
15. Проселкова В.А. «Сыпучие техники» (песок) в отечественной мультипликации [Текст] / В.А. Проселкова // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Материалы V международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 481-486.
16. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева [Текст] / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. — 624 с.
17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
18. Уткина А.С. Теория и практика реализации музыкально-педагогической концепции З. Кодая в современной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.С. Уткина. — М., 2019. — 291 с..
19. Юнусова Э.А.Г. Внеурочная деятельность как одно из условий успешного развития творческих способностей младших школьников [Текст] / Э.А.Г. Юнусова // Глобальный научный потенциал. — 2022. — № 12. — С. 156–158. EDN: https://elibrary.ru/MUVXGN
20. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка [Текст] / Б.Л. Яворский. — Т. 1. — М., 1972. — 712 с



