ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос необходимости и возможности использоваия цифровых технологий и технологий ИИ для повышения мотивации студентов при изучении художественного произведения на иностранном языке. Это обусловило актуальность исследования. Студенты неязыковых вузов обычно недооценипвают значимость такого курса, традиционно называемого «домашнее чтение». Однако исследования демонстрируют коммуникативную значимость данного аспекта языковой подготовки, который позволяет учащимся развивать умения чтения, устной речи, аудиования и письма. Цель исследования – выявить возможности использования цифровой платформы Moodle и нейросетей для повышения мотивации студентов вуза международного профиля в процессе освоения курса домашнего чтения. В ходе работы использованы личностно-деятельностный и текстоцентрический подходы, методы анализа научно-педагогической литературы по теме статьи и включенного наблюдения. Результаты исследования показали высокую результативность использования технологии смешанного обучения с размещением учебных материалов на платформе Moodle и эффективность применения нейросетей для генерирования текстового материала для упражнений. Творческие задания, при выполнении которых студенты использовали нейросети, заметно повысили их интерес к изучению пьесы. Автор приходит к заключению, что разумное использование современных цифровых средств способствует повышению мотивации студентов в курсе домашнего чтения.

Ключевые слова:
домашнее чтение, художественное произведение, взаимодействие автор – читатель, мотивирующие факторы, профессиональная деятельность, нейросеть
Список литературы

1. Арзютова С.Н. Использование ChatGPT в обучении английскому языку [Текст] / С.Н. Арзютова // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. — 2023. № 16. — С. 39–47.

2. Андреева А.А. Психолого-педагогические особенности организации современного иноязычного учебного процесса в высшей школе [Текст] / А.А. Андреева, Д.А. Назаров, Н.И. Алмазова // Kant. — 2023. — № 2. — С. 266–271. DOI: https://doi.org/10.24923/2222-243X.2023-47.48; EDN: https://elibrary.ru/NZENFF

3. Аутлева Ф.А. Подготовка студентов иностранцев к чтению и анализу драматического произведения в процессе учебной работы [Текст] / Ф.А. Аутлева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2011. № 2. — С. 85–88. EDN: https://elibrary.ru/OBFDPB

4. Гринева М.В. Роль домашнего чтения в профессиональной языковой подготовке экономистов-международников [Текст] / М.В. Гринева // Вестник МГИМО-Университета. 2013. — № 5. — С. 286–291. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-5-32-286-291; EDN: https://elibrary.ru/RFXJLJ

5. Гаркуша Н.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов [Текст] / Н.С. Гаркуша, Ю.С. Городова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2023. — Т. 11. — № 1. — С. 6–23. DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001; EDN: https://elibrary.ru/NBBIRG

6. Евдокимова М.Г. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта [Текст] / М.Г. Евдокимова, Р.Т. Агамалиев // Экономические и социально-гуманитарные исследования. –2023. — № 2. — С. 173–191. DOI: https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-173-191; EDN: https://elibrary.ru/EPHUOK

7. Киселева З.А. Творческий подход к домашнему чтению в обучении иностранному языку в вузе [Текст] / З.А. Киселева // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2017. Т. 6. — № 23. — С. 38–45. DOI: https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.23.5; EDN: https://elibrary.ru/XOXTAL

8. Комаров А.С. Авторская стратегия в процессе художественного общения с читателем [Текст] / А.С. Комаров // Вестник МГИМО-Университета. — 2014. — № 3. С. 252–260. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-3-36-252-260; EDN: https://elibrary.ru/STQTGB

9. Маркова Т.Б. Чтение как составная образа жизни: бумажная книга и/или электронный текст [Текст] / Т.Б. Маркова // Библиосфера. — 2013. — № 4. — С. 7–15. EDN: https://elibrary.ru/RLLZPF

10. Маркова Т.Н. Способы коммуникации «читатель — писатель» в современном медиапространстве [Текст] / Т.Н. Маркова // Филологический класс. — 2013. — № 3. С. 119–121. EDN: https://elibrary.ru/RURTXX

11. Новикова Н.Н. Преподавание домашнего чтения в неязыковом вузе (проблемы и стратегии) [Текст] / Н.Н. Новикова // Мир науки. — 2017. — Т. 5. — № 6. — URL: https:// mir-nauki.com/PDF/17PDMN617.pdf EDN: https://elibrary.ru/YRRUAM

12. Пешкова Д.Ю. Организация работы на занятиях по домашнему чтению на языковом факультете в вузе (на примере романа Джоджо Мойес «До встречи с тобой») [Текст] / Д.Ю. Пешкова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — № 1. — URL: https://research-journal. org/archive/1-139-2024-january/10.23670/IRJ.2024.139.150 EDN: https://elibrary.ru/CDNBEX

13. Селезнева В.В. Использование искусственного интеллекта в современном иноязычном образовании в эпоху цифровой трансформации [Текст] / В.В. Селезнева, Т.А. Бунакова // Мир науки, культуры, образования. — 2025. № 1. — С. 242–246. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-1110-242-246; EDN: https://elibrary.ru/XRAORJ

14. Akhmedov R.Sh. (2023). Literature as a key to effective English language teaching // Science and Education Issues, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literature-as-a-key-toeffective-english-language-teaching/viewer

15. Alemi M. (2011). The Use of Literary Works in an EFL Class // Theory and Practice in Language Studies, vol. 1, no. 2, pp. 177–180.

16. Ashirbaeva A. (2021). Teaching literature in the EFL classroom // Academic research in educational sciences, vol. 2, no. 5, pp. 819–822.

17. Keshavarzi A. (2012). Use of literature in teaching English // Procedia — Social and Behavioral Sciences, no. 46, pp. 554–559.

18. Khan M.Sh.R., Ali Mohammad Alasmari A.M. (2018). Literary Texts in the EFL Classrooms: Applications, Benefits and Approaches // International Journal of Applied Linguistics & English Literature, no. 7 (5), pp. 167–179.

19. Kumar A. P. (2023). The Use of Literature in ELT Classroom:An Effective // IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS), vol. 28, iss. 12, series 7, pp. 53–58.

20. Skiada M. The implementation of authentic language input in second language (L2) teaching: Pedagogical arguments // Training, Language and Culture, 2021, vol. 5, iss. 1, pp. 86–96. DOI: https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-1-86-96; EDN: https://elibrary.ru/CHBFIF

Войти или Создать
* Забыли пароль?