Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальной задачей современной системы образования становится цифровая трансформация информации и образовательных ресурсов, их содержательное и методическое наполнение информационно-образовательной среды в качестве учебного контента, что полностью соответствует требованиям ФГОС. Цифровое представление учебной информации посредством электронных образовательных ресурсов оказывает комплексное воздействие на образовательный процесс и личность обучающегося через современные средства телекоммуникации. Это требует обеспечения высокой степени мобильности навигации в информационно-коммуникационной образовательной среде (ИКОС), беспрепятственного доступа и оперативного взаимодействия с учебными ресурсами различного формата их представления. Отмечается, что переход новой ИКОС требует изучения и анализа ее дидактического потенциала с целью применения адекватных организационных форм и методов обучения, способствующих достижению актуальных образовательных результатов. В этой связи ключевой инновационной функцией учителя информатики становится способность использовать ИКТ для проектирования ИКОС, ориентированной на внедрение современных подходов к организации учебного процесса в условиях модернизации школьного образования. Рассматриваются вопросы интеграции цифровых технологий и педагогических подходов в организации учебно-познавательной деятельности и принципы функционирования ИОС для сбалансированного сочетания традиционных и электронных форм обучения, реальной и виртуальной среды обучения и общения (коммуникации). Инновационные функции учителя информатики можно определить как его вовлеченность в инновационную педагогическую деятельность в контексте реализации требований ФГОС, которые обусловливают трансформацию содержательных и процессуальных компонентов образовательной практики.
образование, цифровая трансформация, цифровая дидактика, технологизация обучения, опережающее обучение, электронный образовательный ресурс
1. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 1. – С. 30–43. — DOI:https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10103. EDN: https://elibrary.ru/YWJWNE
2. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. – 2010. – № 4. – С. 4–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 14.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/NTCZYV
3. Белогаш М.А., Мельничук М.В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации // Российский гуманитарный журнал. – 2020. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-razvitiya-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-v-vysshey-shkole-v-epohu-tsifrovizatsii (дата обращения: 13.06.2025). DOI: https://doi.org/10.15643/libartrus-2020.2.4; EDN: https://elibrary.ru/DEHGQE
4. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Перо, 2019. – 24 с.
5. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / А.В. Боровских, Н.Х. Розов; МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. пед. образования. – М.: Макс Пресс, 2010. – 79 с. EDN: https://elibrary.ru/QYHIVN
6. Долганина Н.В. Цифровая дидактика: новые вызовы // Педагогика. – 2020. – № 8. – С. 45–53.
7. Загвоздкин В.К. Цифровая трансформация школы: от технологий к педагогике. – М.: Национальное образование, 2021. – 184 с.
8. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 1 (112). – С. 8–14. DOIhttps://doi.org/10.20323/1813-145Х-2020-1-112-8-14. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-1-112-8-14; EDN: https://elibrary.ru/PXPGEQ
9. Кузнецов А.А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования // Информатика и образование. – 2014. – № 5 (254). – С. 3–16. EDN: https://elibrary.ru/QJSXLM
10. Кузнецов А.А., Монахов В.М., Абдуразаков М.М. Современная и будущая профессиональная деятельность учителя информатики. // Информатика и образование. – 2016. – № 5 (274). – С. 3–12. EDN: https://elibrary.ru/WIMIQD
11. Мерцалова Т.А., Обухов А.С. Гибридное обучение: теория и практика. – СПб.: РГПУ, 2023. – 216 с.
12. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. – 2015. № 2 (58). – С. 56–65. EDN: https://elibrary.ru/UFHTUD
13. Монахов В.М. Тридцать лет спустя // Информатика и образование. 2015. – № 7 (266). – С. 9–15. EDN: https://elibrary.ru/UNAEWP
14. Мухаметзянова Ф.Ш. Цифровая трансформация образовательной среды: дискуссионные вопросы о смене парадигмы обучения в эпоху цифровизации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова, Н.Н. Исланова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11. –№ 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN423.pdf (дата обращения 13.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/YWWXLQ
15. Найденова Л.А., Григорьева И.В. Цифровая грамотность в современной школе. – М.: Вентана-Граф, 2023. – 160 с.
16. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 312 с.
17. Петрова Е.В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. – 2018. №4. – С. 141–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-didaktika-proektirovanie-protsessa-obucheniya-i-ego-soprovozhdenie (дата обращения: 14.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/YUSQOD
18. Ребус Д.В. Современные системы оценивания образовательных результатов. – М.: Просвещение, 2021. – 192 с.
19. Рощина Я.М. Спрос на массовые открытые онлайнкурсы (МООС): опыт российского образования / Я.М. Рощина, С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 174–199. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-174-199
20. Тарасов С.В. Искусственный интеллект в образовании. – СПб.: Лема, 2022. – 176 с.
21. Чабарова Б.М., Промоторова Е.Ю. Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание»: Монография. – Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2020. – 110 с. EDN: https://elibrary.ru/RIRCPL
22. Чернякова Н.С. Оцифрованное воплощение смыслов как предмет культурной интерпретации. // Культурология в перспективе «цифровой гуманитаристики». – Материалы Международной конференции. – СПб.: Астерион, 2013. – С. 87–93.
23. Чошанов М.А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // ОТО. 2013. – № 3. – С. 684–696. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyuobucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 14.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/RBREHD
24. Чошанов М.А. Школа возможностей: от знаний к компетенциям. – Казань: КФУ, 2021. – 208 с.
25. Abdurazakov M., Gadjiev D., Volkova S., Lyaginova O. The Concept Of Electronic Learning With The Application Of Digital Technologies. // In: Jože Rugelj, Maria Lapina (eds.): Proceedings of SLET-2019 International Scientic Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol – Dombay, Russia, 20–23 May 2019, published at http://ceur-ws.org/Vol-2494/ EDN: https://elibrary.ru/ORXQJE
26. Abdurazakov M.M., Litvinova T.N., Parshutina L.A., Tokmazov G.V. (2025). Sources of the Content of Modern Education and Their Digital Presentation. In: Lapina M., Prakasha G.S., Grigoriev S. (eds) International Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research. SLET 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 1222. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78776-8_39.
27. Newman D. Top 6 digital transformation trends in education.https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2017/07/18/top-6-digital-transformationtrends-in-education/ (дата обращения: 13.06.2025).
28. OECD TALIS 2018 Results (Volume I): Teachers and School Leaders as Lifelong Learners / OECD Publishing. Paris, 2019. 220 p. DOI:https://doi.org/10.1787/1d0bc92a-en.



