ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор статьи рассматривает эмпатию – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания – как профессионально и личностно значимое качество учителя начальных классов. По мнению автора, средством формирования этого качества в условиях обучения 
в образовательном учреждении высшего педагогического образования являются педагогические задачи и педагогические ситуации, взятые из практики работы учителей или специально сформулированные, а также описанные в художественно-педагогических произведениях, изучаемых студентами в процессе освоения таких дисциплин, как «Дидактика начальной школы», «Теория и практика воспитания и обучения младших школьников», «Педагогическое мастерство». В тексте статьи представлено содержание таких задач и ситуаций.

Ключевые слова:
педагогическая аксиология, педагогическая задача, педагогическая ситуация, эмпатия, будущий учитель начальных классов
Список литературы

1. Абсалямова А.Г. Решение педагогической ситуации на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 362-364. EDN: https://elibrary.ru/WFQERZ

2. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / ЛГУ им. А.А. Жданова / С.Б. Борисенко. – Ленинград, 1988. – 14 с.

3. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатия в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 147-158. EDN: https://elibrary.ru/NBDGIV

4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

5. Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии 
в педагогическом процессе: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Р.Б. Карамуратова. – Алма-Ата, 1984. – 214 с. EDN: https://elibrary.ru/NPHWFR

6. Кипурова С.Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / С.Н. Кипурова. – Тула, 2006. – 196 с. EDN: https://elibrary.ru/NOKZUR

7. Психология. Словарь // Абраменкова В.В. и др. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

8. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер / К. Роджерс. – М.: изд. МГУ, 1984. – С. 235-237.

9. Руднева Е.Л. Педагогические задачи и ситуации как средство профессиональной подготовки будущих педагогов / Е.Л. Руднева, О.Н. Ткачева, Н.А. Шмырева // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 51-58.

10. Энкиева М.А. Эмпатия как фактор успешности педагогического взаимодействия (общения) деятельности (общения) учителя / М.А. Энкиева, И.В. Абакумова // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 17 октября 2018 года. – Грозный: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 
2018. – С. 476-479. EDN: https://elibrary.ru/YRZYCD

11. Яковлева Е.В. Развитие у студентов педвуза эмпатии как профессионально значимого качества личности учителя / Е.В. Яковлева // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия, Санкт-Петербург, 20 апреля 2006 года / Под редакцией: 
Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С., Буденной И.О. – Санкт-Петербург: 
67 гимназия. Verba Magistri, 2006. – С. 90-93. EDN: https://elibrary.ru/ZXBKQJ

12. Яковлев С.В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания / 
С.В. Яковлев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 224-233. EDN: https://elibrary.ru/RZKUTN

13. Яковлев С.В. Ценностный потенциал воспитывающей социокультурной среды // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2016. – № 4. – С. 9-16. EDN: https://elibrary.ru/XINIQV

Войти или Создать
* Забыли пароль?