О РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается процесс проектирования модели интеграции иностранного языка и предметного содержания, а также практическая реализация данной дидактической модели в образовательном процессе технического вуза. Теоретический базис модели составили п ринцип интеграции иностранного языка и предметного содержания (CLIL), а также когнитивная теория Дж. Камминса. Модель проектировалась на основе дисциплины «Профессиональный английский язык» для направления подготовки 162107 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования». Для проверки эффективности модели на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева в 2012–2015 гг. проводился педагогический эксперимент. В статье представлены и проанализированы его результаты.

Ключевые слова:
CLIL, интеграция иностранного языка и предметного содержания, иноязычная коммуникативная компетенция, когнитивная теория Дж. Камминса.
Текст

В настоящее время особую актуальность приобретает необходимость подготовки специалистов технического профиля, свободно владеющих английским языком в сфере профессиональной коммуникации. Подобные тенденции обусловлены рядом процессов, имеющих место в современном мировом сообществе, в частности процессом глобализации, требованиями рынка труда и т.д. Способность специалистов инженерного профиля к постоянному пополнению и обновлению научно-технических знаний и повышению собственной иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной области представляет собой необходимое условие успешного карьерного роста.

В российских вузах ведется активная работа по созданию и реализации моделей формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции специалистов технического профиля. Исследователи [1, 2] отмечают, что результативность данных теоретических моделей не всегда соответствует заявленным целям, поэтому возникает противоречие между социальным заказом на уверенное владение выпускником технического вуза иностранным языком в сфере профессиональной коммуникации (ESP) и отсутствием соответствующих современных образовательных технологий.

Список литературы

1. Григорьева К.С. Реализация принципов предметно-языкового интегрированного обучения с помощью технологий web 2.0 в техническом вузе [Текст] / К.С. Григорьева, Л.Л. Салехова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация Образования». - 2014. - № 2. - С. 11-19.

2. Салехова Л.Л. Content and Language Integrated Learning как основа формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов [Текст] / Л.Л. Салехова, К.С. Григорьева // Иностранный язык для профессиональных целей: традиции и инновации: Сб. статей II Заочного Республиканского симпозиума. - Казань: К(П)ФУ, 2013. - С. 89-94.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 162107 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (квалификация «специалист»): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2011 г. № 1410 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/68/20110505142533.pdf

4. Bloom B.S. (ed.) Taxonomy of Educational Objectives, the classification of educational goals [Теxt] / B.S. Bloom. - Handbook I: Cognitive Domain New York: McKay, 1956.

5. Coyle D. CLIL: Content and Language Integrated Learning [Теxt] / D. Coyle, P. Hood, D. Marsh. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2010.

6. Cummins J. The influence of bilingualism on cognitive growth: A synthesis of research findings and explanatory hypotheses [Теxt] / J. Cummins // Working papers on bilingualism, 1976. - V. 9. - Р. 1-43.

7. Cummins J. Bilingualism and Special Education: Issues in Assessment and Pedagogy [Теxt] / J. Cummins. - Clevedon: Multilingual Matters, 1984.

8. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension - Actions, Trends and Foresight Potential [Electronic resource] / D. Marsh. - URL:http://europa.eu.int/comm/education/languages/index.html, 2002.

9. Marsh D. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe [Electronic resource] / D. Marsh. ELC Information Bulletin 9 - April 2003. - URL:http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/en/marsh.html, 2003.

10. Wolff D. Integrating language and content in the language classroom [Electronic resource]: Are transfer of knowledge and of language ensured? [Electronic resource] / D. Wolff // ASp [En ligne]. - 2003. - Р. 41, 42. - DOI:https://doi.org/10.4000/asp.1154. - URL: http://asp.revues.org/1154 (date of the application: 20.11.2010).

Войти или Создать
* Забыли пароль?