ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются возможности разработанной авторами педагогической диагностики для определения готовности детей к школьному обучению, значение полученных результатов для организации корректного с точки зрения принципа природосообразности процесса обучения в первом классе начальной школы. Дается характеристика содержания диагностики и ее процедуры.

Ключевые слова:
педагогическая диагностика, готовность дошкольников к школьному обучению, младшие школьники, тест, диагностическая методика.
Текст

Проблема определения готовности детей к школе для дальнейшего успешного в ней  обучения сегодня весьма актуальна. Диагностика как способ организации деятельности учителя массовой школой используется достаточно широко. Авторы статьи справедливо замечают, что на педагогическом «рынке» сегодня можно найти множество всяких диагностических методик, большая часть которых скомпилирована из психологических тестов, не отвечает научным требованиям к составлению подобного рода материалов исследования, предлагает достаточно вольную интерпретацию результатов и часто приносит больше вреда, чем пользы.

Идея создания педагогической диагностики, позволяющей учителю грамотно оценивать полученные результаты и в соответствии с ними корректировать процесс учебного взаимодействия с каждым учеником, в свое время была поддержана Министерством образования и науки РФ с перспективой использования в массовой начальной школе. Сегодня авторским коллективом под руководством Л.Е. Журовой разработана диагностика, которая помогает не только определять готовность ребенка к школьному обучению, но и анализировать, насколько успешно обучение каждого школьника любого класса начальной школы. Особое значение педагогической диагностики заключается в том, что она дает возможность установить причину той или иной неудачи ребенка. Более того, авторами разработаны соответствующие коррекционно-развивающие тетради, которые позволяют преодолеть трудности при обучении младшего школьника.

Основная идея предлагаемой педагогической диагностики – «не навредить» ребенку и подсказать учителю, как можно изменить дидактический процесс, чтобы обеспечить успешное обучение каждого младшего школьника. Первым шагом педагогической диагностики является проверка готовности учащегося первого класса к обучению. Редакция в дальнейшем предполагает осветить на страницах журнала особенности педагогической диагностики для каждого класса начальной школы.

От редакции

Список литературы

1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. - 303 с.

2. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

3. Диагностика учебной успешности в начальной школе / под ред. П.Г. Нежнова и др. - М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009. - 168 с.

4. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в первом классе // Беседы с учителем: методика обучения. 1 класс / под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2004.

5. Журова Л.Е. Особенности педагогической диагностики // Начальная школа XXI века: идеи, поиски, решения: материалы научно-практической конференции. - М.: Вентана-Граф, 2004.

6. Журова Л.Е. Педагогическая диагностика в начальной школе. Русский язык. Математика. 1 класс / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова. - М.: Издательство Вентана-Граф, 2012.

7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / пер с нем. - М.: Педагогика, 1991. - 238 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?