В статье раскрываются современные тенденции профессионального совершенствования педагогов искусства в контексте задач развития их рефлексивной культуры в условиях реализации процесса повышения квалификации.
профессиональное совершенствование, рефлексия, мотивация, исследовательская позиция, групповая работа, проблематизация, учебный диалог, оценка качества, наблюдение, анкетирование.
В последние годы в дополнительном профессиональном образовании существенное внимание уделяется актуализации рефлексии как возможности стимулирования профессиональной деятельности слушателей через осмысление и перестройку ими профессионально-личностного опыта. Рефлексия позволяет слушателю выходить из поглощенности педагогической деятельностью, делать ее предметом анализа, осознанного контроля и регулирования.
В образовательном процессе рефлексия выполняет следующие функции:
- проектировочную (проектирование/моделирование деятельности);
- организаторскую (организация эффективных способов взаимодействия);
- коммуникативную (продуктивность общения);
- смыслотворческую (осмысленность деятельности и взаимодействия);
- мотивационную (направленность совместной деятельности на результат);
- коррекционную (взаимодействие в профессиональной деятельности).
1. Колесникова И.А. Основы андрагогики / И.А. Колесникова. М.: Академия, 2003. 240 с.
2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Педагогическая рефлексия в образовательной деятельности взрослых / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская // Новые знания. 2001. № 4. С. 7-9.
3. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю.Н. Кулюткин. СПб.: СПбАППО, 2002. 56 с.
4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. СПб.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.
5. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1990. 104 с.
6. Руденко В.А. Технология педагогического анкетирования в системе изучения профессионализма учителей / В.А. Руденко. Таганрог, 2000. 188 с.
7. Современные технологии постдипломного образования // Андрагогика постдипломного образования / Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. СПб.: СПбАППО, 2007. 196 с.