Структуру российского общества серьезно искажена. Среди всех выпускников организаций профессионального образования доля выпускников вузов составляет около 60%. При этом российская экономика ожидает порядка 75 % выпускников организаций профессионального образования со средней и низкой квалификацией. 50 % молодых специалистов с высшим профессиональным образованием меняют свою профессию или квалификацию. Такая диспропорция подвигла авторов на изучение проблемы профориентации школьников. Эмпирической базой исследования явился опрос, проведенный в сентябре-октябре 2015 г. В исследовании использовалась систематическая вероятностная выборка. Из 800 человек участников эксперимента в трех российских регионах (Московская, Кировская, Вологодская области) было выбрано 152 человека для интервьюирования. Объектом исследования является обучающаяся в школе молодежь. Предметом исследования стали мотивация, возможные модели поведения по выбору профессии. Результаты способствуют пониманию сущности мотивации выбора профессии выпускниками школ как совокупности устойчивых мотивов. Данные показывают, что на мотивацию выбора выпускниками школ профиля вуза или будущей профессии в основном влияет не школа.
профессиональная ориентация, мотивация выбора профессии, профессиональные мотивы, роль школ в выборе профессии.
1. Шишов С.Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе [Текст] / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 5. - С. 52-56.
2. Шишов С.Е. Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичной экономики [Текст] / С.Е. Шишов // Нанотехнологии. Экология. Производство. - 2009. - № 2. - С. 66-69.
3. Шишов С.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость [Текст] / С.Е. Шишов, И.В. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. - С. 58.
4. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С.Е. Шишов, И.В. Агапов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - № 3. - С. 21.
5. Орлова И.К. Требования к уровню профессиональной компетентности педагогов-организаторов воспитательной работы в условиях модернизации отечественного образования [Текст] / И.К. Орлова / Развитие региональной системы дополнительного педагогического образования в условиях его модернизации: опыт, проблемы, перспективы; под ред. В.И. Горовой. - Вып. 1. - Ставрополь, 2006.