статье проведен анализ современного состояния налогового контроля применительно к индивидуальным предпринимателям, а также предложены направления их совершенствования с учетом специфики сфер их функционирования и наличия существенного сектора неформальной самозанятости.
налоговое администрирование, налоговый контроль, индивидуальные предприниматели, неформальная самозанятость, оперативный налоговый контроль.
Принципиально важным стратегическим свойством налогового администрирования, включая налоговый контроль, в отношении такой группы налогоплательщиков — самозанятых лиц, как индивидуальные предприниматели (далее — ИП), должен быть баланс фискальных интересов государства и поощрения развития деловой активности населения.
Определение самозанятых лиц как основы среднего класса, «увеличение которого являет собой стремление к достижению социально-экономической справедливости», не вызывает сомнений [10, с. 50].
Необходимо отметить, что напрямую отождествлять самозанятых лиц и ИП не представляется возможным, поскольку официально зарегистрированное частное предпринимательство физических лиц выступает непосредственно в качестве базиса самозанятых лиц.
Стоит отметить, что, начиная с 90-х годов ХХ века, проблемы развития российской предпринимательской активности остаются неизменными. К ним относится:
- несовершенство законодательной базы;
- высокое количество административных процедур;
- проблемы поиска источников финансирования своей деятельности;
- отсутствие государственной поддержки и заказов для малого бизнеса;
- недостаточное взаимодействие с государственными органами власти;
- слабая информационно-консультационная поддержка [11, с. 2].
1. Гришко Л.Е. Выявление налоговых преступлений: закон и практика в «Кривом зеркале» статистики // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 2.
2. Коррупция достигла критической отметки - дальше разложение власти и экономический распад [Электронный ресурс] // РБК daily. http://www.rbc.ru/newspaper/ (дата обращения 23.08.2012).
3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2012: Стат.сб. / Росстат. - М., 2012.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
5. Отчет 2-НК Федеральной налоговой службы России
6. Письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»
7. Постановление ФАС ВСО от 20.10.2010 № А33-3115/2010.
8. Постановление ФАС СЗО от 02.02.2012 № А56-70463/2010
9. Приказ МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347
10. Секисова Л.П. Социально-экономическая справедливость и ее роль в трансформации экономики России. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002.
11. Справка об итогах развития предпринимательства в Воронежской области в 1999г. Общая характеристика состояния предпринимательства в городе Воронеже. [Электронный ресурс]. URL: rcsme.ru›library/df/136/8390 (дата обращения 22.06.2014).
12. Теневой бизнес в цифрах [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorodfinansov.ru/news/index.php?article=12691 (дата обращения 21.06.2014).