Формирование коммуникативной компетенции курсантов военного вуза в процессе обучения иностранному языку состоит из нескольких компонентов. В первую очередь, это работа обучающихся с аутентичными материалами – аудиозаписями, видеосюжетами, военной документацией, слайдами. В результате изучения дисциплины курсант должен уметь понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических и общевоенных текстов. Поэтому особая роль отводится обучению аудированию. Реферирование профессионально ориентированных статей также способствует развитию базовых умений восприятия и понимания иноязычной речи. В настоящее время для обучения иностранному языку используются новые мультимедийные технологии. Они помогают осознать языковые явления, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. Автор предлагает фрагмент занятия с использованием мультимедийных технологий.
коммуникативная компетенция, аутентичные материалы, реферирование, иноязычная речь, новые мультимедийные технологии.
Развитие военного сотрудничества с зарубежными странами, организация и проведение совместных учений и маневров, участие в миротворческих операциях, партнерство в подготовке военных кадров обусловили необходимость обучения военных специалистов, способных использовать иностранный язык в международном диалоге. Геополитические процессы, происходящие в России и мире в целом, привели к расширению международного научного, культурного, военного сотрудничества. Иностранный язык стал неотъемлемой частью профессиональной подготовки военного специалиста. Цель обучения иностранному языку на современном этапе — формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности использовать иностранный язык в процессе профессионального общения.
Анализ учебных программ и тематических планов по дисциплине «Иностранный язык» свидетельствует о том, что типичными целями занятий являются введение и закрепление лексического материала, систематизация лексико-грамматического материала, составление сообщений по изученной теме. Подобное целеполагание не способствует развитию самостоятельности и креативных способностей, так как многие задания рассчитаны на развитие конвергентного мышления. Дивергентное мышление, которое характеризуется гораздо большей свободой, присущее курсанту с развитыми креативными способностями, практически не развивается на таких занятиях. Традиционная форма организации самоподготовки курсанта также носит в основном репродуктивный характер, так как работа с учебником не требует высокого умственного и творческого напряжения. Приоритетная роль преподавателя ослабляет внутреннюю мотивацию курсантов, воспитывает «потребителя знаний», творческий потенциал обучаемых остается невостребованным, речи о развитии самостоятельности и креативности не идет.
1. Большакова Н.В. Использование новых информационных технологий для повышения эффективности учебного процесса по иностранным языкам [Текст] / Н.В. Большакова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: сб. науч. тр. - Вып. 10. - Киров, 2005.
2. Иванова Е.А. Концепция гипертекста [Текст] / Е.А. Иванова // В сб. науч. тр. «Информационные технологии и преподавание иностранных языков». - М: Изд-во МЭСИ, 2005.
3. Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному [Текст] / О.В. Казанская // Бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет». - 2009. - № 1.
4. Кораблев M.A. Электронный учебник как элемент образовательной среды [Текст] / M.A. Кораблев. - М.: Знание, 2008.
5. Подкопаев Д.А. Методика развития понятийно-образного мышления студентов с использование мультимедиа технологий [Текст]: дисс. … канд. пед. на ук / Д.А. Подкопаев. - Магнитогорск, 2009.
6. Сергиевская И.Л. Образ поля предстоящего речевого действия в контексте мультимедиасреды при обучении иноязычному высказыванию [Текст] / И.Л. Сергиевская. - Прага: Sociosféra-CZ, 2015.