ОЦЕНКА УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются результаты оценки углеродного следа, обусловленного реализацией Плана управления перевозками во время проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в г. Калининграде на основе расчета выбросов парниковых газов транспортом. Предложены мероприятия для снижения углеродного следа, которые могут быть использованы и в других городах России, где в 2018 г. будет проводиться чемпионат мира по футболу.

Ключевые слова:
массовые мероприятия, городской транспорт, зеленое наследие, углеродный след, прогноз выбросов парниковых газов.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Введение

В нашей стране понятия «углеродный след», «зеленое наследие» появились сравнительно недавно в связи с сооружением на принципах «зеленого строительства» элитного жилья, других объектов недвижимости, спортивных арен для крупнейших международных соревнований [1–6]. Под термином «углеродный след» понимается интенсивность образования парниковых газов (ПГ), причиной которых стала реализация мер, связанных с проведением какого-либо крупного международного мероприятия, причем как в период его подготовки и проведения, так и после окончания. Учет углеродного следа, или «парникового содержания» позволяет оценить деятельность, товар или услугу не только по качеству и цене, но и по затраченному эколого-энергетическому ресурсу, выраженному в СО2-эквиваленте (СО2-экв).

«Зеленое наследие» крупного международного мероприятия, например, Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу учитывает большой круг экологических факторов в следующих сферах деятельности [6]:

  1. продвижение стандартов «зеленого строительства»;
  2. планирование энергоснабжения и энергоэффективности;
  3. использование возобновляемых источников энергии;
  4. использование экологически эффективного транспорта с низким выбросом парниковых газов;
  5. программа компенсации выбросов углерода (обеспечение нулевого углеродного следа);
  6. информирование общественности и разъяснительно-пропагандистская деятельность.

Ключевым моментом формирования такого наследия является продвижение стандартов «зеленого строительства» объектов недвижимости, спортивных арен, т.е. их сертификация независимыми экспертами на соответствие международному (британскому) стандарту BREEAM [1], который адаптируется под особенности конкретной страны, имеет специальные версии для сложных многофункциональных объектов.

Список литературы

1. BRE Environmental Assessment Method (BREEAM) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.breeam.com/technical-standards (дата обращения 03.01.2016).

2. LEED (LEED for New Construction Rating System 2009, NC 2009) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://americanolean.com/pdfs/leed/LEED_V2_2_versus_V3_side_by_side_071009_3.pdf (дата обращения 03.01.2016).

3. Sochi 2014 2-nd Green Building Implementation Report (june_2011).[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/YuriBubnov/2-nd-greenbuildingimplementationreportjune2011 (дата обращения 03.01.2016).

4. ГОСТ Р 54964-2012 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.greenstand.ru/i/ndocs/20/54964-2012.pdf (дата обращения 03.01.2016).

5. Система добровольной экологической сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты». Критерии и нормативно-правовая документация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.green-home.name/files/file/Критерии%20зеленых%20станд.pdf (дата обращения 03.01.2016).

6. Голубева С.Г. Отчет о реализации проекта «Учет экологических факторов при подготовке и проведении Олимпиады Сочи 2014: Стратегия и план действий для формирования «Зеленого наследия» (Презентация). 2012. ПРООН/ГЭФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://greening-sochi2014.isedc-u.com/ (дата обращения 03.01.2016).

7. Поляков А. Слагаемые «зеленого» спортивного наследия // SportBuild, июль 2015. - c. 66-71. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rugbc.org/assets/files/4296/original/Green_Legacy_1.pdf?1437145569 (дата обращения 03.01.2016).

8. Трофименко Ю.В. Актуальные вопросы экологической безопасности автотранспортного комплекса Московского региона. Научно-практическая конференция по экологическим проблемам Московского региона. Круглый стол №3, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://мосприрода.рф/images/content/2013/stol-1/Replika_Trofimenko.pdf (дата обращения 04.01.2016).

9. Трофименко Ю.В., Кислова О.Ю. Основные факторы снижения выбросов автотранспортных потоков в Москве: вчера и на перспективу. Научно-практическая конференция по экологическим проблемам Московского региона. Круглый стол №3, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://мосприрода.рф/images/ppt/2014/ct_3/3_4_Trofimenko_i_Kislova.pptx(дата обращения 04.01.2016).

10. Гридэр Т.Е., Алленби Б.Р. Промышленная экология: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ.; Под ред. проф. Э.В.Гирусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 527 с.

11. Луканин В.Н. Промышленно-транспортная экология: учебник для вузов /В.Н.Луканин, Ю.В.Трофименко. - М.: Высшая школа, 2003. - 273 с.[Текст]

12. Трофименко Ю.В., Евгеньев Г.И. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/; под ред. Ю.В. Трофименко. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с. ISBN 978-5-7695-5582-4.

13. Трофименко Ю.В. Пути повышения экологической и дорожной безопасности автотранспортного комплекса России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 1-9. С. 2345-2349.

14. Трофименко Ю.В., Комков В.И., Трофименко К.Ю. Обоснование зон ограниченного доступа автомобилей низких экологических классов в крупном городе (на примере Москвы) [Текст]// Автотранспортное предприятие. 2013. № 8. С. 34-38.

15. Трофименко Ю.В., Ворожнин В.С., Давыдов В.Б., Зубова С.С. Оценка эффективности очистки воздуха на улично-дорожной сети крупного города зелеными насаждениями и фотокаталитическими очистителями [Текст] // Безопасность в техносфере. 2014. Т. 3. № 6. С. 53-60.

16. GEF TEEMP Model default value. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proecotrans.ru/upload/iblock/7d5/7d5f4b97339ec781c9b2fad88ef858be.pdf (дата обращения 04.01.2016).

17. EMEP/EEA air pollutant emission inventory guidebook 2013. EEA Technical report N 12/2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eea.europa.eu/publications/emep-eea-guidebook-2013 (дата обращения 04.01.2016).

18. http://emisia.com/products/copert-4.

19. Технико-экономическое обоснование реализации системы скоростного городского пассажирского сообщения в городе Калининграде [Текст]: проект - этап 2 / ООО «Лаборатория градопланирования».

20. Комплексная схема развития пассажирского транспорта общего пользования города Калининграда на перспективу до 2020 года с учётом реализации задач транспортного обеспечения проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года [Текст]: проект / ЗАО НИПИ ТРТИ.

Войти или Создать
* Забыли пароль?