В работе представлен вариант решения задачи предотвращения неэффективных расходов бюджета на капитальное строительство в связи с недофинансированием запущенных проектов («вынужденная неэффективность») на основе применения инструментария реальных опционов, что будет способствовать повышению эффективности бюджетного процесса в целом благодаря созданию предпосылок для сокращения объемов превентивного авансирования средств.
реальный опцион, эффективность расходов бюджета, капитальные вложения, аудит расходов бюджета, общественная ценность, управление эффективностью.
Постановка проблемы
Проблема повышения эффективности бюджетных расходов существует достаточно давно, однако ее решения пока имеют место лишь в теоретической плоскости, поскольку имеющиеся наработки приходится актуализировать и приводить в соответствие происходящим неблагоприятным изменениям макроэкономической конъюнктуры.
При всем многообразии «неэффективных» расходов, в их числе выделяются такие, которые можно обозначить как «вынужденные». Речь идет о расходах бюджетов на финансирование капитальных вложений, связанных со строительством или реконструкцией объектов социальной инфраструктуры, равно как и со строительством вообще. Объекты социальной инфраструктуры — школы, детские сады, учреждения здравоохранения, культуры и искусства и т.п. — характеризуются определенной спецификой, состоящей в относительной их непривлекательности для частных инвесторов и некоммерческим, а зачастую бесприбыльным характером их использования.
1. Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь - декабрь 2015 года [Электронный ресурс]. - М.: Счетная Палата Российской Федерации, 2016. - URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/0c5/0c5899ba7cd9b119bac9cd066033a65a.docx (дата обращения: 12.03.2016).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3823.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1. - Ч. 1. - ст. 16.
4. Дубовик А.В. Организация в 2016 году инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в соответствии с пп. а) п. 1 Поручения Президента Российской Федерации № ПР-1659 [Электронный ресурс] / А.В. Дубовик. - М.: Министерство Финансов РФ, 2015. - URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/12/main/DubovikAV_24-12-15.pdf (дата обращения: 12.03.2016). М.: Госстрой России, 1999.
5. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов (вместе с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах): Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 22. ст. 2180.
6. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»: постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 № 1563 (ред. от 25.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №1. - Ч. 3. - ст. 316.
7. Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2015. - 2 окт.
8. Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения: Приказ Минэкономразвития России от 24.02.2009 № 58 // Российская газета. - 2009. - 22 мая.