Рассмотрены методики виброакустических расчетов для кабин козловых кранов, позволяющих как при проектировании, так и при ремонте и модернизации обеспечить выполнение санитарных норм шума путем рационального выбора диссипативных, звукоизолирующих и звукопоглощающих свойств элементов кабин. Вибрация элементов ограждения кабины и, в первую очередь, элементов остекления возникает при передаче вибраций от несущей конструкций крана. Полученные зависимости позволяют определить спектр вибраций каждого элемента кабины и на этой основе уровни звукового давления. Сравнение реальных уровней звукового давления с предельно-допустимыми значениями определяют на этапе проектирования превышения октавных уровней над санитарными нормами. Эти данные являются основой для принятия инженерных решений по снижению уровней шума до нормативных величин.
кабина козлового крана, остекление, шумоизоляция, уровень вибраций, уровень шума.
В части общего устройства и внутреннего оборудования к кабинам управления козловых кранов предъявляют те же требования, что и к кабинам мостовых кранов. При этом кабины должны соответствовать требованиям ГОСТ 23940–79.
Следует остановиться не только на условиях обзора из кабин, а также на некоторых особенностях, связанных с передвижением их совместно с грузовыми тележками. При работе должно быть обеспечено беспрепятственное наблюдение крановщика за грузом и захватным органом при любых положениях последних по пролету моста и по высоте. Желательно также, чтобы крановщик имел возможность при любом положении кабины наблюдать за всеми четырьмя ходовыми тележками крана и подкрановыми путями. Зону обзора определяют путем графического построения.
При пролетах 16–25 м и отсутствии каких-либо дополнительных требований достаточно удобно управлять краном из неподвижной кабины. Последнюю целесообразно размещать у одной из опор, смещая в пролет на 1–3 м с тем, чтобы уменьшить помехи обзору от стоек опоры [1].
1. Иванов, Н. И. Основы виброакустики : Учебник для вузов / Н. И. Иванов, А. С. Никифоров. - Санкт Петербург : Политехника, 2000. - 482 с.
2. Борьба с шумом на производстве : Справочник / под ред. Е. Я. Юдина. - Москва : Машиностроение, 1985. - 400 с.
3. Чукарин, А. Н. О расчете корпусного шума шпиндельных бабок станков токарной группы / А. Н. Чукарин, А. А. Феденко // Надежность и эффективность станочных и инструментальных систем. - Ростов-на-Дону, 1993. С. 74-78.
4. Расчеты на прочность в машиностроении / под ред. С. Д. Пономарева. - Москва : Машгиз, 1959. - 884 с.
5. Чукарин, А. Н. Теория и методы акустических расчетов и проектирования технологических машин для механической обработки / А. Н. Чукарин. - Ростов-на-Дону, 2004. - C.165.
6. Бондаренко, В. А. Уточнение расчета акустических экранов устанавливаемых в производственном помещении / В. А. Бондаренко, И. В. Богуславский, С. С. Подуст // Вестник Дон. гос. техн. ун-та, №1. - 2014. С. 93-97.
7. Никофоров, А. С. Акустическое проектирование судовых конструкций. / А. С. Никифоров. - Липецк : Судостроение, 1990. - 200 с.
8. Козочкин, М. П. Методы снижения шума металлорежущих станков и их узлов: метод. рекомендации / М. П. Козочкин. - Москва: 1986. - 68 с.
9. Перечень вибропоглощающих материалов и конструкций, рекомендованных к применению в народном хозяйстве. / Акустический институт Академии наук СССР. - Москва: Машиностроение, 1978. - 38с.
10. Тартаковский, Б. Д. Научные и практические вопросы создания серийного производства вибропоглощающих материалов и покрытий и вибродемпфированных конструкций / Б. Д. Тартаковский\\ Материалы всесоюзного совещания по проблемам улучшения акустических характеристик машин. -Звенигород., 27-29 окт., 1988 год - Москва, 1988. - С. 36-47.
11. Справочник по судовой акустике / под ред. И. И. Клюкина, И. И. Боголепова. - Липецк : Судостроение, 1978. - 379 с.