В статье рассматриваются цели Международной программы по оценке учебных достижений учащихся PISA, приводятся данные результатов PISA-2012, согласно которым учащиеся России отстают от своих сверстников из Европы по владению умениями применять полученные знания на практике. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы предполагают достижения улучшения результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования. Это может быть достигнуто путем переноса признанных ценностей и задач европейского образования в российскую действительность. В статье проведен анализ и осуществлен перевод нормативных документов по школьному образованию ЕС, выявлены приоритетные задачи, стоящие перед странами ЕС в рамках школьного образования – развитие ключевых компетенций учащихся. В статье представлены восемь ключевых компетенций ЕС. Развитие компетенций учащихся в России возможно при усовершенствовании формы организации обучения, в которой ключевую роль играет общение. В статье показывается значимость применения компетентностного подхода в процессе обучения школьников.
международное сравнительное исследование, оценивание учебных достижений, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), компетенция, компетентностный подход, форма организации обучения.
Международные сравнительные исследования в сфере образования для оценки предметной подготовленности школьников начали регулярно проводиться в конце XX в. с цикличностью один раз в 3–5 лет. Их проведение осуществляют Международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA — International Association for the Evaluation of Educational Achivements), Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development). В таких исследованиях в разные годы принимают участие от 40 до 70 стран. За последнее десятилетие программа PISA, проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития, стала своего рода мировым эталоном в области оценки качества и эффективности школьных систем [11]. За годы реализации программы значительно вырос авторитет этого исследования: в 2000 г. в программе участвовало 32 страны (из них 28 стран ОЭСР), в 2003 г. — 40 стран, в 2006 г. — 57, а в 2009 г. — 65 (из них 34 страны ОЭСР), в 2012 г. — 65 стран. Проведение анализа результатов исследования PISA в 2012 г. является особенно актуальным на данном этапе, так как оно дает ответы на следующие вопросы:
- изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?
- в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ [11]?
Прежде чем остановиться на подробном исследовании результатов международных тестирований школьников, необходимо рассмотреть суть и важность понятия «оценивание».
А. Литтл и Э. Вульф подчеркивают, что только путем измерения и оценивания можно понять, чему научились люди. Это смещение внимания от проблем доступности и количественных параметров образования к его результатам и качеству означает растущее внимание к вопросам оценивания. Подобное внимание наблюдается во всем мире, как в развивающихся, так и в развитых странах [6].
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. URL: http://nios.ru/files/razvitie.pdf
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.
3. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. 184 с.
4. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения, центр оценки качества образования, Основные результаты международного исследования PISA-2012. URL: http://www.centeroko.ru/public.htm#pisa_pub
5. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения, отдел оценки и качества образования, Первые результаты международной программы PISA-2009, Материалы для обсуждения. URL: http://www.centeroko.ru/public.htm#pisa_pub
6. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект / Под ред. А. Литтл, Э. Вулф. М.: Просвещение, 2007.
7. Шмигирилова И.Б. Школьное образование в контексте компетентностного подхода // Педагогика. № 1. 2013. С. 49-53.
8. Commission Staff Working Paper, Schools for the 21st Century, Commission of the European Communities, Brussels, SEC (2007)1009. 12 p. http://www.seeeducoop.net/education_in/pdf/2007%2007%20Schools_consult_en.pdf
9. Improving competencies for the 21st Century: An agenda for European Cooperation on Schools, Brussels, 2008. 48 p. http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=SEC:2008:2177:FIN:EN:PDF
10. Key Competencies for Lifelong Learning, European Reference Framework, European Commission, Luxembourg, 2007. 16 p. http://www.alfa-trall.eu/wp-content/uploads/2012/01/EU2007-keyCompetencesL3-brochure.pdf
11. PISA 2012 Results in Focus: What 15-year-olds know and what they can do with what they know, Programme of International Student Assessment. OECD, 2012. 32 p. http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf
12. World Declaration on Education for all, Article 4, 1990, 44 p. http://www.ecdgroup.com/download/cn114awi.pdf