с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены основные выводы и результаты монографии С.Д. Резника и Д.В. Устиновой «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», подготовленной по итогам крупного исследования в сфере управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения. Итогом проделанной работы стала обоснованная модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, а также механизмы управления подготовкой студенческой молодежи к обучению в аспирантуре.
студенты, высшее учебное заведение, аспирантура, подготовка, управление, механизмы, система
Согласно утверждению авторов монографии «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», формирование научных и научно-педагогических кадров становится все более важной задачей российского общества, а вступивший в силу в сентябре 2013 г. закон «Об образовании в Российской Федерации», определил аспирантуру как третью ступень высшего профессионального образования – подготовка кадров высшей квалификации. В условиях расширения научного пространства от качества подготовки кадров высшей квалификации зависит степень развития научного прогресса в стране, на что указывают авторы монографии [1, С. 3].
Как справедливо отмечают авторы, рост интереса молодежи к послевузовскому образованию вывел проблему подготовки студентов к обучению в аспирантуре в разряд наиболее актуальных. Однако, даже сильные студенты, другими словами, потенциальные аспиранты очень слабо представляют себе, что такое аспирантура, в чем смысл обучения в ней, что такое диссертация и ученая степень. К тому же имеет место парадоксальная ситуация: готовим в аспирантуре ученых, а вузу нужен не только ученый, но и хороший преподаватель, знающий, понимающий и занимающийся научными исследованиями. В этих условиях трехлетний срок обучения в аспирантуре часто бывает недостаточен для подготовки и защиты диссертации, и что наиболее важно – для подготовки к самостоятельной научной и педагогической деятельности [1, С. 3].
Именно поэтому, так не хватает системного управления процессами подготовки студентов к обучению в аспирантуре. Однако, несмотря на важность поднятой авторами проблемы, разработке эффективной системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре и механизмов ее функционирования в новых условиях должного внимания не уделено.
В рамках проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (государственный контракт № 14.740.11.0563) проведены мониторинг организации и содержания деятельности студентов высших учебных заведений, ориентированных на научно-педагогическую деятельность, мониторинг состава и содержания деятельности аспирантов вузов, а также мониторинг ключевых факторов, влияющих на эффективность системы формирования научно-педагогических, в которых приняли участие 400 студентов высших учебных заведений, а также 521 аспиранта и 187 молодых кандидатов наук, защитивших диссертацию не более 10 лет назад, и 27 высококвалифицированных экспертов-специалистов ведущих вузов России, среди которых 6 проректоров вузов по научной и научно-исследовательской работе, 3 декана, 12 заведующих кафедрами, 6 профессоров кафедр. Результаты этого крупного исследования были опубликованы в научных статьях [4–9] и монографиях [17, 18], а также представлены в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [2].
Итогом научных поисков авторов стала монография «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления», объединившая ранее опубликованные работы по данной теме [2–10]. Структурно монография разделена на три главы.
В первой главе монографии «Теоретические и методические подходы к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» рассмотрены теоретические подходы к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, рассмотрены технологии организации образовательного процесса в вузе с ориентацией студентов на научно-исследовательскую деятельность, предложены методические подходы к исследованию проблемы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.
Вторая глава «Анализ практики управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» посвящена анализу динамики показателей подготовки научно-педагогических кадров в России, исследованию особенностей организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах, изучению опыта подготовки студентов высших учебных заведений к обучению в аспирантуре.
В заключительной третьей главе монографии «Моделирование системы и механизмы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения» предложена и обоснована модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре вуза, разработаны механизмы управления подготовкой студенческой молодежи к обучению в аспирантуре, предложены методические положения по оценке результативности системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.
Книга предназначена для преподавателей и аспирантов высших учебных заведений, а также для всех, кто занимается исследованием проблем в сфере управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре вуза.
1. Резник С.Д. Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления: Монография / Резник С.Д., Устинова Д.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 158 с.
2. Устинова Д.В. Разработка системы и механизмов управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения. Диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2014.
3. Устинова Д.В. Разработка системы и механизмов управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения. Автореферат дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2014.
4. Резник С.Д. Формирование мотивации студентов к научно-педагогической деятельности в вузе / С.Д. Резник, Д.В. Устинова // Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 361-364.
5. Резник С.Д. Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система / С.Д. Резник, Д.В. Устинова // Преподаватель XXI век. 2012. Т. 1. № 4. С. 32-38.
6. Резник С.Д. Мониторинг деятельности студентов, ориентированных на поступление в аспирантуру / С.Д. Резник, Д.В.Устинова // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 99-102.
7. Устинова Д.В. Организация научно-исследовательской работы в вузе / Д.В. Устинова // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 2. С. 131-136.
8. Устинова Д.В. Управление отбором и продвижением талантливых студентов в аспирантуру высшего учебного заведения / Д.В.Устинова, С.Д. Резник // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 184. С. 323-340.
9. Устинова Д.В. Методические подходы к оценке эффективности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения / Д.В.Устинова //Russian Journal of Management. 2014. Т. 2. № 1. С. 36-46.
10. Управление диссертационным советом / Н.И. Аристер, С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2011.
11. Аристер Н.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 256 с.
12. Резник С.Д. Научное руководство аспирантами. - М.: ИНФРА-М, 2012.
13. Резник С.Д. Основы диссертационного менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014.
14. Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2012.
15. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию. - М: ИНФРА-М, 2009.
16. Аристер Н.И., Резник С.Д., Сазыкина О.А. Ориентиры и механизмы повышения эффективности государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы: монография. - Пенза: ПГУАС, 2011. - 344 с.
17. Резник С.Д., Макарова С.Н., Джевицкая Е.С. Аспиранты России: отбор и подготовка к самостоятельной научно-педагогической деятельности: монография. - М.: ИНФРА-М, 2013.
18. Резник С.Д., Макарова С.Н. Эффективное научное руководство аспирантами: монография. - М.: ИНФРА-М, 2014.
19. Резник С.Д. Научно-методическая поддержка диссертационного менеджмента // Russian Journal of Management. - 2015. - №5. - С. 485-499.