В статье обосновывается необходимость обращения к теории менеджмента и применения ее основных элементов при выстраивании методологической базы современных систем управления предприятиями, что объясняет актуальность ключевых идей, представленных в учебном пособии «Теория менеджмента» коллектива авторов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Данное учебное пособие акцентирует внимание на наиболее адекватных и удобных в применении технологиях управления, а также необходимости использования практико-ориентированного подхода при их реализации.
теория менеджмента, общественное развитие, управление экономической системой, методы принятия управленческих решений
Современный этап развития общества характеризуется обширной степенью воспроизводства нового знания, его активным применением в воспроизводственных процессах, проявлением индивидуалистических свойств субъектов, способствующих более гибкой адаптации к изменениям внешней среды, повышением степени информатизации хозяйственной деятельности, что значительно преображает способ производства, трансформируя его структуру [1].
В этих условиях кардинально меняется роль индивида, повышаются возможности горизонтальной мобильности индивида, расширяется спектр его нематериальных экономических интересов, что находит свое объективное проявление в трансформации как содержания, так и структуры взаимосвязей, определяющих характер его управленческой деятельности. Кроме того, креативный характер труда обусловливает необходимость предоставления широкого спектра свобод в процессе реализации производственной деятельности и предопределяет изменение характера управления в современном производственном процессе, которое в значительной степени носит координирующий характер, формируя общий вектор развития производства [2].
В связи с этим, в настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы поиска, открытия или значительного усовершенствования существующих методов и приемов управления людьми, ресурсами, производством или экономической системой в целом. Это становится возможным, если мы имеем полноценное представление об уже имеющихся теоретических концепциях и наработках в области управления.
Так, в учебном пособии «Теория менеджмента» коллектива авторов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, значительное внимание уделяется систематизации ключевых понятий теории менеджмента, раскрытию подходов к построению структуры организации, методическим вопросам выстраивания систем управления на различных уровнях, базовым принципам развития организационной культуры [3].
Кроме того, давно известно, что все новое – это хорошо забытое старое. И, порой нам кажется, что мы «изобретаем велосипед», а на самом деле лишь дублируем то, что давно известно, но в силу различных обстоятельств, не использовалось. А стоит обратиться к истокам научной дисциплины, и там открываются действенные инструменты управления. Этому правилу следуют авторы пособия.
Формирование системного мышления у будущего менеджера, обеспечение фундаментальности и основательности его экономических знаний, становятся возможными только путем последовательного познания и усвоения как теоретических основ науки «менеджмент», раскрытия моделей и механизмов, которые в течение длительного времени накапливались учеными, оттачивались и апробировались на практике, так и прогрессивных современных требований и тенденций.
Например, авторам учебного пособия удалось отчетливо идентифицировать и представить читателю круг проблем, касающихся развития лидерского потенциала, формирования умений и навыков работы в команде, оптимизации коммуникационных процессов, раскрытия социально-психологических процессов в современной организации как главных факторов повышения эффективности производства.
Постоянное предотвращение потерь на производстве, поиск методов и форм совершенствования его организации, путей повышения производительности, обеспечения гибкости и оперативности управления производством, как следствие, улучшение качества продукции, рост уровня обслуживания потребителей во многом обусловлены знанием и умелым использованием на практике методов принятия управленческих решений [4]. Авторы пособия приводят наиболее актуальные методы и показывают логику их применения в практической деятельности под воздействием внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений.
В современных условиях социальные детерминанты формируют социальные атрибуты жизнедеятельности человека, определяя моральные и культурные нормы, его социальный статус наряду с экономическими факторами. Поэтому заслуживает особого внимания предпринятая авторами учебного пособия попытка увязать воедино исследование мотивации и «технологизацию» процессов планирования в системе менеджмента организации.
В целом, учебное пособие отличает логика построения его структуры, актуальность выбранных тем, параграфов и отдельных вопросов, оригинальный подход к раскрытию материала, что делает его интересным для изучения студентами вузов, магистрантами экономических и управленческих направлений, соискателями научных степеней, преподавателями, а также профессиональными менеджерами-практиками.
1. Колесниченко Е.А. Развитие лидерского потенциала руководителей: коллективная монография / Непроизводственная сфера в новой экономике России. - Тамбов, 2015. - С. 296-302.
2. Менеджмент: учебное пособие / Под науч. ред. В.И. Абдукаримова. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. 599 с.
3. Абдукаримов В.И., Кацук О.А. и другие. Теория менеджмента: учебное пособие. - М., 2016. - 388 с.
4. Юрьев В.М., Карпунина Е.К., Якунина И.Н. Россия в системе координат постиндустриального развития // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №12(34). - С. 299-309.