Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся формирования креативной компетентности будущего воспитателя дошкольной образовательной организации в рамках вариативного образования, необходимость которой обусловлена современными требованиями к данной профессии. Вариативность образования актуализирует подготовку современных специалистов, занимающихся воспитанием будущего поколения с позиции развития у них творческого потенциала, расширения возможностей развития личности в различных направлениях, умения решать различного рода задачи, организовывать образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации с учетом требований современных стандартов. Вариативность процесса формирования креативной компетентности будущего воспитателя представлена через содержательный и организационный аспекты. Первый аспект характеризуется научно-исследовательским видом деятельности в процессе аудиторной и внеаудиторной работы. Обосновывается потенциал научно-исследовательской работы в процессе формирования исследуемой компетентности. Второй аспект реализовывается с помощью метода взаимодействия субъектов в научно-исследовательской деятельности – научном сотворчестве, который предполагает прохождение фаз: сквозных (мониторинг и диалог) и последовательных («встреча», понимание, мышление, деятельность), методологически базирующихся на положениях герменевтического подхода. Подробно описана сущность и организация каждой фазы научного сотворчества с целью формирования креативной компетентности будущего воспитателя дошкольной образовательной организации.
креативная компетентность, вариативное образование, будущий воспитатель дошкольной образовательной организации, научное сотворчество, научно-исследовательская деятельность.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. указаны компетенции личности для инновационной деятельности, одной из которых является «способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде» [5].
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedagogical_ dictionary.academic.ru/
2. Живокоренцева Т.В. Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций [Электронный ресурс] // Вестник ИГЛУ. - 2012. - № 4. - С. 187-193. - URL: https://www.vokitai.ru/wp-content/uploads/2010/08/ vestnik_4_2012_15.01.13.pdf/3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (за- регистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.08169328229121242#0/
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.08169328229121242#0/
4. Сенько Ю.В. Педагогика понимания [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Распоряжение от 8 декабря 2011 г. № 2227. - URL: http:// minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685/
6. Шумовская А.Г. Научное сотворчество как способ формирования креативной компетентности педагога [Текст]: монография / А.Г. Шумовская, О.Ф. Чупрова. - Иркутск: Изд-во МГЛУ ЕАЛИ, 2016. - 196 с.