Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрывается значение предмета «Литературное чтение» для достижения планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) — становления учебно-познавательной мотивации, развития универсальных учебных действий. Приводятся конкретные примеры методов работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения.
стандарт второго поколения, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, универсальные учебные действия, мотивированное чтение, самопроверка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Аксиологический потенциал курса литературного чтения в начальной школе трудно переоценить, поскольку для формирования грамотного читателя, обладающего необходимым уровнем компетенций в данной области, этот предмет приоритетен. С курсом литературного чтения связано также формирование основ общей культуры младшего школьника, его этических представлений, способности понимать произведения художественной литературы и фольклор.
В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения становится понятно, что предмет «Литературное чтение» открывает большой спектр возможностей для переосмысления целей литературного образования в начальной школе, достижения не только предметных, но также метапредметных и личностных результатов.
В стандарте второго поколения определена необходимость отражения в предметных курсах условий формирования универсальных учебных действий (УУД). В соответствии с этим нами была проведена классификация УУД с учетом предметного содержания курса литературного чтения, выделено содержание каждого типа таких действий.
В обобщенном виде (на универсальном уровне) учебные действия условно объединены в группы: интеллектуальные, познавательные, рефлексивные, коммуникативные, поведенческие, деятельностные. Условный характер классификации определяется тем, что формирование универсальных учебных действий не происходит раздельно, они взаимосвязаны, поскольку находятся в иерархичной соподчиненности.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Рассмотрим формирование некоторых видов универсальных учебных действий, которое считаем не только возможным, но и необходимым в курсе литературного чтения.
Прежде всего, отметим, что формирование универсальных учебных действий связано с ориентацией на приоритетную цель курса литературного чтения — направленность процесса литературного образования младших школьников на осознание читательской деятельности как важнейшей ценности культурного человека. Своеобразие данного вида деятельности заключается в том, что он не может быть заменен никакими другими современными средствами познания и общения с миром.
1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968.
2. Леонтьев А.А. Деятельный ум: деятельность, знак, личность. - М.: Смысл, 2001.
3. Леонтьев А.А. Психология восприятия речи // Иностранные языки в школе: сб. - М.: Просвещение, 1975. - № 1. - С. 76-81.
4. Литературное чтение. Программа и учебники для 1-4 классов. Серия: Библиотека учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009-2012.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010). - М.: Просвещение, 2010.