В статье рассматривается актуальная проблема современного начального образования – введение в учебный план курса «Основы религиозных культур и светской этики». Автор отмечает сложности и противоречия, которые проявились на первом этапе изучения этого курса в массовой начальной школе, и описывает возможные пути их устранения.
учебный предмет, религиозная культура, модуль, интеграция.
Проблема возрождения духовнонравственной культуры, воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности в нашей стране сегодня актуальна как никогда. Воспитательную составляющую содержания современного образования невозможно исключить из школьной программы без существенного ущерба для его качества, полноценного становления личности обучающихся.
Введение в образовательную программу начальной школы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) связано с тем, что светская школа, признавая свободу вероисповедания, не может не учитывать отношения участников образовательного процесса к религии, места религиозной культуры в семье конкретного ребенка. Это, однако, требует решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных задач.
Напомним, что в августе 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение правительству обеспечить с 2012 г. введение в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации нового предмета — «Основы религиозных культур и светской этики».
АПРОБАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В течение двух лет в 21 регионе РФ шла апробация этого учебного предмета, признанная успешной. Согласно опубликованным данным, ее результаты свидетельствуют о педагогической эффективности курса
ОРКСЭ, его положительном влиянии на нравственное состояние обучающихся, их отношения с родителями.
К введению курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования положительно отнеслись:
- 88% родителей школьников;
- 94% учителей;
- 93% руководителей школ;
- 91% представителей органов исполнительной власти.
1. Виноградова Н.Ф. «Святая наука - расслышать друг друга…» (ещё раз об изучении религиозной культуры в начальной школе) // Начальное образование. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
2. Виноградова Н.Ф. «Сегодня дети, завтра - народ!» (первые итоги эксперимента по введению основ религиозных культур в школе) // Начальное образование. - 2011. - № 1. - С. 3-8.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - М.: Мозаика-синтез, 2013. - С. 191-192.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12.12.2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения - 17.01.2014).
6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изм. от 26.11.2010).