ОЛИМПИАДЫ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ КАК КАТАЛИЗАТОР ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Гаспар Монж писал: «Очарование, сопровождающее науку, может победить свойственное людям отвращение к напряжению ума и заставить их находить удовольствие в упражнении своего разума, что большинству людей представляется утомительным и скучным занятием». Это он написал, в том числе, и про начертательную геометрию. Упражнение своего разума — что это как не развитие мышления, причем науку сопровождает именно эвристическое мышление, т.е. такое, которое привносит для размышляющего человека новые для него открытия. Самое трудное в начертательной геометрии — это способность представлять пространственную геометрическую фигуру или их совокупность по двум изображениям. Понятно, что обычные задачи курса решаются в пределах учебной дисциплины и являются типовыми, доступными для понимания любого студента технического вуза, в то время как задачи на олимпиадах, пусть даже внутривузовские, более трудные. Если для задач обычного сборника по курсу начертательной геометрии достаточно знать буквально несколько алгоритмов, то для задач повышенной трудно- сти этого совершенно недостаточно. Функции, которые выполняют олимпиады, выявляют такую особенность олимпиад по начертательной геометрии как неотъемлемое от них свойство катализатора развития эвристического мышления. Здесь не только раскрытие способностей у студентов решать обычные геометрические задачи, но и способность вообще решать задачи эвристического направления. Очевидно, что знаний типовых задач по курсу начертательной геометрии совершенно недостаточно, недостаточно также знать школьную геометрию, которую в настоящее время в школах почти не преподают — необходимы не только пространственное воображение, но хотя бы зачатки эвристического мышления. Это плюс мобилизация всех умственных ресурсов и способствует как решению заданных геометрических задач, так и в дальнейшем решению других задач в сопряженных направлениях науки и техники.

Ключевые слова:
начертательная геометрия, олимпиада по начертательной геометрии; предметные олимпиады, качество обучения.
Текст

Вот что писал о науке, в том числе и о начертательной геометрии, ее создатель Г. Монж [21]: «Очарование, сопровождающее науку, может победить свойственное людям отвращение к напряжению ума и заставить их находить удовольствие в упражнении
своего разума, что большинству людей представляется утомительным и скучным занятием».

Список литературы

1. Альшакова Е.Л. Организация и проведение олимпиад по начертательной геометрии в Юго-Западном государственном университете [Текст] / Е.Л. Альшакова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - Вып. 1 - С. 38-41. - DOI:https://doi.org/10.12737/2085.

2. Бойков А.А. О круговых орбитах планет [Текст] / А.А. Бойков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - Вып. 2 - С. 28-30. - DOI:https://doi.org/10.12737/795.

3. Боровиков И.Ф. Начертательная геометрия и инженерное образование [Текст] / И.Ф. Боровиков, Л.А. Потапова // Машиностроение и инженерное образование. - 2009. - № 1. - С. 62-67.

4. Вельтищев В.В. 3D-олимпиады и компьютерное проектирование в программах технических университетов [Текст] / В.В. Вельтищев // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - Вып. 2 - С. 52-59. - DOI:https://doi.org/10.12737/12169.

5. Вышнепольский В.И. История московских городских олимпиад по начертательной геометрии и инженерной графике [Текст] / В.И. Вышнепольский, Э.К. Волошин-Челпан, А.А. Павлова // Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика. Международный межвузовский научно-методический сборник трудов кафедр графических дисциплин. - Вып. 5. - Нижний Новгород: Полиграфцентр ННГАСУ, 2000. - С. 29-32.

6. Вышнепольский В.И. Методика проведения региональной олимпиады [Текст] / В.И. Вышнепольский, Э.К. Волошин-Челпан // Актуальные вопросы современной инженерной графики: Тезисы докладов Всероссийской научно- методической конференции. - Рыбинск: РГАТА, 2000. - С. 11-12.

7. Вышнепольский В.И. Критерии подготовки команды ВУЗа к олимпиаде [Текст] / В.И. Вышнепольский, Э.К. Волошин-Челпан // Актуальные вопросы современной инженерной графики: Тезисы докладов Всероссийской научно- методической конференции. - Рыбинск: РГАТА, 2000. - С. 18-20.

8. Вышнепольский В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.И. Вышнепольский. - М., 2000.

9. Вышнепольский В.И. Московские городские олимпиады по инженерной графике [Текст] / В.И. Вышнепольский // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - Вып. 1 - С. 179-187. - DOI:https://doi.org/10.12737/2100.

10. Вышнепольский В.И. Открытая Всероссийская студенческая олимпиада по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике 2015 года [Текст] / В.И. Вышнепольский // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4 - № 1. - С. 73-89. - DOI:https://doi.org/10.12737/18060.

11. Вышнепольский В.И. Функции олимпиад [Текст] / В.И. Вышнепольский // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 44-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/2133.

12. Вышнепольский В.И. Результаты московских городских олимпиад по начертательной геометрии и инженерной графике [Текст] / В.И. Вышнепольский // Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика. Международный межвузовский научно-методический сборник трудов кафедр графических дисциплин. - Вып. 5. - Нижний Новгород: Полиграфцентр ННГАСУ, 2000. - С. 33-37.

13. Герасимов В.А. Всероссийские олимпиады по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике в Брянском государственном техническом университете [Текст] / В.А. Герасимов, А.В. Щеглова // Сборник трудов 2-й Всероссийской научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. - М., 2009. - С. 100-102.

14. Жихарев Л.А. Обобщение на трехмерное пространство фракталов Пифагора и Коха. Ч. 1 [Текст] / Л.А. Жихарев // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 3. - С. 24-37. - DOI:https://doi.org/10.12737/14417.

15. Кащеева П. Организация, проведение и итоги открытой студенческой олимпиады «Инженерная и компьютерная графика» в ФГБОУ ВПО «РГАТУ имени П.А. Соловьева» [Электронный ресурс] / П. Кащеева, В. Токарев, Ю. Шевелев // V международная интернет-конференция. - URL: http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/

16. Левицкий В.С. О развитии пространственных представлений в курсе начертательной геометрии [Текст] / В.С. Левицкий // Сборник научно-методических статей по начертательной геометрии и инженерной графике. - Вып. 8. - М., 1978. - С. 3-6.

17. Лосев Н.В. 200 олимпиадных задач по начертательной геометрии [Текст] / Н.В. Лосев. - М.: Высшая школа. 1992. -126 с.

18. Мельниченко Н.П. Олимпиада как способ активации учебного процесса [Текст] / Н.П. Мельниченко // Сборник трудов Международной научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. - М., 2010. - С. 144-148.

19. Методические указания по организации и проведению студенческих олимпиад и конкурсов в вузах Москвы [Текст]. - М.: Московский авиационный институт, 1981. - 52 с.

20. Мокрецова Л.О. Олимпийский вектор в инженерной графике МИСиС [Текст] / Л.О. Мокрецова, М.В. Архипкин, В.Б. Головкина // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. - М., 2009. - С. 18-21.

21. Монж Г. Начертательная геометрия [Текст] / Г. Монж. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. - 292 с.

22. Пеклич В.А. Задачи Московских и всероссийских олимпиад по начертательной геометрии [Текст] / В.А. Пеклич. - М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2003.

23. Посвянский А.Д. 50 задач повышенной трудности по начертательной геометрии [Текст] / А.Д. Посвянский, А.И. Леонтьев, В.М. Огнивенко. - Калинин, 1970. - 52 с.

24. Савельев Ю.П. Олимпиада - школа творчества [Текст] / Ю.П. Савельев, Г.И. Жерносеков, Д.Е. Тихонов-Бугров // Вестник высшей школы. - 1987. - № 6. - С. 61-63.

25. Сальков Н.А. Место начертательной геометрии в системе геометрического образования технических вузов [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 4. - Вып. 3 - С. 53-61. - DOI:https://doi.org/10.12737/21534.

26. Сальков Н.А. Начертательная геометрия: базовый курс [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Сальков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 184 с.

27. Сальков Н.А. Начертательная геометрия до 1917 года [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 18-20. - DOI:https://doi.org/10.12737/780.

28. Сальков Н.А. О возрастающей роли геометрии [Электронный ресурс] / Н.А. Сальков, В.И. Вышнепольский // Журнал естественнонаучных исследований. - 2017. - Т. 2. № 2. - С. 53-61. - URL: https://naukaru. editorum.ru/ru/nauka/article/16413/view/

29. Сальков Н.А. Организация студенческих предметных олимпиад высшего уровня [Текст] / Н.А. Сальков, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - Вып. 1 - С. 44-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/2099.

30. Сальков Н.А. Предметные олимпиады как показатель качества обучения [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 4. - С. 45-54. - DOI:https://doi.org/10.12737/17350.

31. Сальков Н.А. Сборник задач по курсу начертательной геометрии [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Сальков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 127 с.

32. Серегин В.И. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики [Текст] / В.И. Серегин [и др.] // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3-4. - С. 8-12. - DOI:https://doi.org/10.12737/2124.

33. Серегин В.И. Тестовые задания по основам трехмерного моделирования [Текст] / В.И. Серегин, Г.С. Иванов, И.Ф. Боровиков // Геометрия и графика. - 2016. - Т. 5. - Вып. 1. - С. 73-81. - DOI:https://doi.org/10.12737/25126.

34. Супрун Л.И. Олимпиады - один из способов повышения академической активности студентов [Текст] / Л.И. Супрун // Актуальные вопросы графического образования молодежи: Тезисы докладов Всероссийской научно - методической конференции. - Рыбинск: Изд-во РГАГА, 1998. - С. 11-12.

35. Теоретические основы формирования моделей поверхностей [Текст] / В.И. Якунин, Н.Н. Рыжов, Э.В. Егоров и др.; под ред. В.И. Якунина. - М.: Изд-во МАИ, 1985.

36. Тихонов-Бугров Д.Е. Олимпиада по начертательной геометрии в Санкт-Петербурге: история, проблемы, перспективы [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Актуальные вопросы современной инженерной графики: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. - Рыбинск: Изд-во РГАТА, 2000. - С. 6.

37. Четверухин Н.Ф. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с выполнением и чтением чертежей [Текст] / Н.Ф. Четверухин // Сб. «Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся». - М., 1964.

38. Шебашев В.Е. Предметные олимпиады как средство приобщения студентов к научной деятельности [Текст] / В.Е. Шебашев // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. - М., 2008. - С. 15-17.

39. Эманов С.Л. Требования и процесс создания олимпиадных задач по начертательной геометрии [Текст] / С.Л. Эманов // Сборник трудов Международной научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. - М., 2010. - С. 152-156.

Войти или Создать
* Забыли пароль?