Филологический анализ и эстетическая коммуникация: имманентный подход
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается метод имманентного анализа художественного текста со всеми его разновидностями. Имманентный подход к художественному тексту представляется в работе в качестве основы эстетической коммуникации между писателем и читателем, что предполагает соединение рационального аспекта понимания литературного произведения с его эмоционально-интуитивным целостным восприятием. При этом бессознательное интуитивное восхищение произведением словесности предшествует сознательному наслаждению им. Роль анализа в эстетическом наслаждении состоит в отыскании причины, почему данное произведение нам нравится, и затем в увеличении испытываемого удовольствия через привлечение специальных приемов и методов комментирования и толкования текста.

Ключевые слова:
филологический круг, Гоголь, «Шинель», имманентный анализ, эстетическая коммуникация, стилистический эксперимент, князь Сергей Волконский.
Текст

Восприятие произведения искусства слова предполагает ситуацию «разумно-жизненного общения» между писателем и читателем, возникновение понимания, которое не сводится к логике, но включает в себя и живой личностный контакт, эмоциональный резонанс.

Список литературы

1. Арнольд И.В. Интерпретация английского художественного текста [Текст] / И.В. Арнольд. - Л., 1983 - 303 с.

2. Арнольд И.В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения и проблема экспрессивности [Текст] / И.В. Арнольд // И.В. Арнольд Семантика. Стилистика. Интер-текстуальность. - М., 2013. - 448 с.

3. Бобылев Б.Г. Герменевтические опыты: филологическое толкование художественного текста [Текст]: Сборник научных статей / Б.Г. Бобылев. - Саарбрюккен, 2014. - 475 с.

4. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы [Текст] / В.В. Виноградов. - М., 1980. - 358 с.

5. Джилкибаев Б.М. Стилистическая система и контекст автора [Текст] / Б.М. Джилкибаев // Исследование языкового мастерства писателя. - Алма-Ата, 1984. - С. 3-12.

6. Долинин К.А. Интерпретация текста [Текст] / К.А. Долинин. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

7. Зеньковский В. Гоголь [Текст] / В. Зеньковский. - М.: Изд-во Р.И.Ф., 1997. - 224 с.

8. Кн. Сергей Волконский. Художественное наслаждение и художественное творчество [Текст] / С. Волконский. - СПб., 1892.

9. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя [Текст] / Б.А. Ларин. - М., 1974. - 288 с.

10. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-88.

11. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы [Текст] / А.Ф. Лосев. - М., 1927. - 250 с.

12. Махмудов Х.Х. Некоторые вопросы теоретической стилистики [Текст] / Х.Х. Махмудов // Филологический сборник. Вып. IV. - Алма-Ата: Изд-во Казахского университета, 1965. - С. 3-91.

13. Пешковский А.М. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика и поэтика [Текст] / А.М. Пешковский. - М.-Л., 1925. - 192 с.

14. Степанов Ю.С. Французская стилистика [Текст] / Ю.С. Степанов. - М.: Высшая школа, 1965. - 354 с.

15. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на тему Гумбольдта [Текст] / Г.Г. Шпет. - М.: Изд-во ГАХН, 1927. - 219 с.

16. Шпитцер Л. Словесное искусство и наука о языке [Текст] / Л. Шпитцер // Проблемы литературной формы. - Л., 1928. - С. 191-218.

17. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. - Л., 1974. - 427 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?