Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены проблемы управления персоналом на примере изучения спортивной команды как малой группы. Излагается история концепции малой группы и доказывается, что спортивная команда отвечает всем основным признакам малой группы, что позволяет повысить ее функциональность за счет учета эффектов малой группы. Особо выделяется проблема формальных и неформальных групп в спортивных командах. Подчеркивается, что для изучения проблем управления персоналом полезно обратиться к опыту, накопленному при формировании и управлении спортивными командами. Огромная ценность этого опыта заключается в том, что в спорте любая идея немедленно находит свое отражение в спортивных результатах, и, таким образом, ее эффективность можно быстро и объективно оценить. Особенно это касается командных видов спорта, например футбола. Так как спортивные команды состоят из малых групп, для достижения их высокой функциональности необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. В любой спортивной команде существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для ее функциональности и оба оказывают влияние на ее функциональность. Самая эффективная команда — это та, чей размер соответствует ее задачам. В ее состав должны входить люди с непохожими чертами характера, и чьи нормы и ценности способствуют достижению цели организации. Кроме того, важной задачей является созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют. На пути командообразования могут стоять такие серьезные проблемы, как недостаточно эффективная организация деятельности в целом, неадекватный морально-психологический настрой или низкий уровень профессионализма. Создание и управление малыми группами, создание спортивных команд — очень сложный и длительный процесс, требующий огромных усилий и знаний со стороны всех участников этого процесса.

Ключевые слова:
спортивная команда, малая группа, формальная группа, неформальная группа, футбол.
Текст

Для изучения проблем управления персоналом полезно обратиться к опыту, накопленному при формировании и управлении спортивными командами. Огромная ценность этого опыта заключается в том, что в спорте любая идея немедленно находит свое отражение в спортивных результатах, и, таким образом, ее эффективность можно быстро и объективно оценить. Особенно это касается командных видов спорта, например футбола. Ниже рассмотрены проблемы управления персоналом на примере изучения спортивной команды как малой группы.

Первый вопрос, который возникает при изучении спортивной команды как малой группы, это: стоит ли тратить заметные средства и усилия на изучение феномена малой группы применительно к спортивной команде? Хотя тема феномена спортивной команды как малой группы может показаться на первый взгляд не особенно актуальной и уже достаточно изученной, это не так.

Тема феномена малой группы в спорте актуальна потому, что спорт — это модель отношений в значительной части общества, поэтому многое, что можно понять, изучая спортивную команду как малую группу, можно использовать в других сферах. Особенно это применимо к задачам управления персоналом. На примере отношений внутри спортивной команды многие проблемы проявляются особенно ярко, и их можно исследовать. Это происходит в силу относительной быстроты протекания процессов и в силу их хорошей наблюдаемости. Можно провести аналогию с генетикой.

Как генетики исследуют свои ключевые гипотезы на мухах дрозофилах, так и менеджеры, наблюдая спортсменов, могут делать выводы, эффективные для других сфер деятельности. Не случайно многие идеи менеджмента (например, идея team building) пришли в бизнес из спорта.

Вопрос об актуальности изучения спортивной команды как малой группы возникает и потому, что социальная и экономическая роль спорта обычно недооценивается. Между тем только совокупные доходы от спорта, возможно, составляют 6% от ВВП стран Запада. Это больше, чем сельское хозяйство или автомобилестроение. Роль социального влияния спорта также велика. Достаточно сослаться только на движение фанатов, которое в ряде стран стали заметным политическим фактором.

Список литературы

1. Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. М., 2009. С. 142-154.

2. Матвеев Л.П. Спорт // Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990 гг. М., 1996. С. 407-414.

3. Матвеев Л.П. Спорт для всех и спорт не для всех. М., 2000.

4. О’Махоуни М. Физическая культура - визуальная культура: Пер. с англ. М., 2010. 296 с.

5. Орлов А.С. Теоретические и прикладные проблемы социологии рекреации: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 1993.

6. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. М., 1999.

7. Эбер Ж. Спорт против физической культуры / Под ред. Г.А. Дюперрона. Л., 1925.

8. Ancona D., Kochan T., Scully M., Maanen J.V., Westney D.E. Managing for the Future. Organisational Behaviour & Processes. Teams in Organisations. Module 6. Massachusetts Institute of Technology. South-Western College Publishing. An International Thomson Publishing Company, 1996.

9. Asch S.E. Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgement. In H. Guetzkow (ed.) Groups, Leadership and men. Pittsburgh: Carnegie Press, 1951.

10. Bales R. Personality and Interpersonal Behaviour. Holt, Rinehart and Winston, New York, 1970.

11. Bykhovskaya I. Body Culture in Russia: Cross-Cultural Analysis of the Traditional - Soviet - Perestroika Spaces // Sport e Culture / Sport and Culture. Callopezzati, 2005. P. 243-253.

12. Edelman R. Serious Fun. A History of Spectator Sports in the USSR. N. Y., 1999. P. 17.

13. Eichberg H. Body Cultures: Essays on Sport, Space and Identity. Copeng., 1998.

14. Featherstone M. The body in consumer culture // Theory, culture & society. 1982. Vol. 2. P. 18-33.

15. Girdham M. (1990). Interpersonal Skills at Work. 2d ed. London: Prentice Hall, 1990.

16. Images of Sport in the World / ed. by J. Mester. Cologne, 1995.

17. Krawczyk Z. Sport and Culture. Sport as a Symbol // Sport. Culture and Society. Warsaw, 2005. P. 82-99.

18. Meyers T. Neues Lexikon. Leipzig, 1976. P. 52.

19. Plessner H. Soziologie des Sports. Weinheim, 1961.

20. Sport in Space and Time / ed. O. Weiss and W. Schulz. Vienna, 1995.

Войти или Создать
* Забыли пароль?