Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрывается потенциал экономического образования для формирования таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, щедрость, бережливость. Обсуждаются воспитательные ресурсы факультатива «Экономика: первые шаги», его значение для складывания у учащихся младших классов представлений о взаимопомощи, милосердии, ответственности по отношению к людям.
экономическое образование, младший школьник, качества личности, аксиологический компонент содержания образования, факультатив.
ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) предполагают сформированность важнейших качеств и способностей личности, ценностно-смысловых установок, социальных компетенций, к которым относятся:
- самостоятельность и личная ответственность;
- мотивация к творческому труду, работе на результат;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям [6, с. 8].
Решение этих задач невозможно без элементарного экономического образования школьников, в процессе которого формируются начальные представления об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей. Экономическое образование в начальной школе осуществляется как в рамках учебных предметов: «Окружающий мир», «Технология», «Математика», так и во внеурочной деятельности, которой сегодня придается большое значение. Это целесообразно, так как внеурочная деятельность в большой мере направлена на развитие личностных качеств ребенка. В то же время внеклассная деятельность позволяет установить преемственность и перспективы в экономическом образовании младших школьников, поскольку в мероприятиях, как правило, участвуют дети разных возрастных групп.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011.
3. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
4. Корнеева О.С. Нравственный аспект экономического образования младших школьников // Практическая психология образования XXI века. Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России. - Коломна, МГОСГУ, 2012.
5. Корнеева О.С. Экономика: первые шаги: сб. программ внеурочной деятельности: 1-4 кл. / под. ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010). - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.