Комитет по образованию Государственной Думы РФ (Член экспертного совета по общему образованию)
Россия
Российская академия естествознания (профессор)
с 01.01.2020 по настоящее время
Россия
В данной статье рассматривается методика подготовки к олимпиадам по информатике в школьной среде. Особое внимание в данной методике отводится выявлению и развитию таланта школьника. Показаны возрастные особенности восприятия олимпиадной информатики, в том числе через интернет-ресурсы. Выделена роль учителя в современном выявлении и развитии способностей обучающихся в информатике и программировании.
олимпиадные задачи, школьная среда, программирование.
На определенных этапах развития олимпиадного движения по информатике существовавшие методы работы с одаренными школьниками давали достаточно хорошие результаты. Однако, за последние пять лет завоевывать медали самого высокого достоинства на международной олимпиаде стало все труднее и труднее. Во-первых, это связано с тем, что страны начали активно перенимать опыт работы с одаренными детьми друг у друга. Этому способствовали как проведение различных конференций, так и широкое распространение Интернета, открывшего доступ школьникам и педагогам к учебным, дидактическим и методическим материалам по олимпиадной подготовке, накопившимся в различных странах мира, и давшего возможность школьникам всей планеты участвовать в интернет-олимпиадах по информатике и программированию.
Во-вторых, развитие информационных технологий существенно изменило лицо международной олимпиады по информатике. Значительно усложнились олимпиадные задания. Осуществился переход от операционной системы Windows к Linux и к свободно распространяемым программным продуктам, которые участники олимпиады могут теперь использовать в процессе решения задач. Появились специализированные среды проведения соревнований, включающие системы автоматической проверки решений олимпиадных задач как во время тура, так и после его окончания. Как следствие этого, изменилась и система оценивания решений задач, которая сейчас предъявляет к решениям участников более жесткие требования.
В связи с этим многие учителя решили для себя, что они не готовы работать с олимпиадниками. Эта позиция неверна. Учитель играет важнейшую роль в данной работе — фактически именно он выявляет такого ребенка и запускает процесс его олимпиадного роста в период самоопределения, т.е. в возрасте от 8 до 12 лет. Попытаемся рассмотреть подходы формирования в каждой школе среды олимпиадной подготовки на примере Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по информатике.
1. Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Сулейманов Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 255 с.
3. Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всероссийская олимпиада школьников. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 271 с.
4. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 4. - М.: Просвещение, 2013.
5. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.